Представления учителей начальной школы о социально-эмоциональном развитии учащихся

  • Александра Струкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-5272-6290
  • Евгения Юрчик Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0009-0002-7920-9140
  • Анастасия Петракова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-9708-5693
  • Татьяна Канонир Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-5606-8379
  • Екатерина Орел Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-9100-0713
  • Алена Куликова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-4296-3521
Ключевые слова: социально-эмоциональные навыки, младший школьный возраст, начальная школа, представления учителей

Аннотация

Одна из задач современной школы, отраженная в разделах ФГОС, посвященных личностным и метапредметным образовательным результатам, состоит том, чтобы способствовать социальному и эмоциональному развитию учащихся. Социальное развитие предполагает освоение коммуникативных компетентностей и социальных норм, эмоциональное — формирование ответственности, навыков самоконтроля и саморазвития. Для операционализации этой сферы принято использовать понятие «социально-эмоциональные навыки».  Их формирование происходит как в школе, так и за ее пределами, при этом в школе главным проводником их развития является учитель.

Цель исследования состояла в изучении представлений учителей начальной школы о социально-эмоциональных навыках детей и системы практик по их развитию в начальной школе. Для этого последовательно проведены качественное и количественное исследования. В двух фокус-группах приняли участие 13 учителей начальной школы. На основании результатов обсуждения разработан «Опросник представлений учителей о социально-эмоциональных навыках», с помощью которого опрошены 144 учителя начальной школы. Установлено, что, несмотря на отсутствие в школах системного подхода к развитию социально-эмоциональных навыков у детей, учителя осознают значимость таких навыков, в частности умения ставить цели и добиваться их достижения, умения работать вместе с другими, для адаптации к школе и будущей успешности как в школе, так и в жизни.



Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Ashirova E.P., Denisova A.A. (2018) Razvitieemotsional´nogointellektapedagogovkak factor gotovnosti k professional´noydeyatel´nosti [The Development of Teachers’ Emotional Intelligence as a Factor of Readiness for Professional Activity]. Problems of Modern Pedagogical Education, no 59–3, pp. 44–48.

Bergin C., Bergin D. (2009) Attachment in the Classroom. Educational Psychology Review, vol. 21, no 2, pp. 141–170.http://dx.doi.org/10.1007/s10648-009-9104-0

BochaverA.A., DokukaS.V., NovikovaM.A., SivakE.V., SmirnovI.B. (2019) Blagopoluchiedeteyvtsifrovuyuepokhu. Doklad k XX Aprel´skoymezhdunarodnoykonferentsii po problemamrazvitiyaekonomikiiobshchestva (Moscow, 9–12 aprelya 2019 g.) [The Well-Being of Children in the Digital Age. Report for the XX April International Scientific Conference on Problems of Economic and Social Development (Moscow, April 9-12, 2019)]. Moscow: HSE.

Brackett M.A., Reyes M.R., Rivers S.E., Elbertson N.A., Salovey P. (2012) Assessing Teachers’ Beliefs about Social and Emotional Learning. Journal of Psychoeducational Assessment, vol. 30, no 3, pp. 219–236. https://doi.org/10.1177/0734282911424879

Bromberg-Martin E.S., Sharot T. (2020) The Value of Beliefs. Neuron, vol. 106, no 4, pp. 561–565. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2020.05.001

Clark C.M., Peterson P.L. (1984) Teachers’ Thought Processes. Occasional Paper no 72.

Clarke V., Braun V. (2021) Thematic Analysis: A Practical Guide. London: Sage.

Correia K., Marques-Pinto A. (2016) “Giant Leap 1”: A Social and Emotional Learning Program’s Effects on the Transition to First Grade. Children and Youth Services Review, no 61, pp. 61–68. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2015.12.002

Craig G.J., Baucum D. (2021) Psikhologiyarazvitiya [Human Development]. Saint-Petersburg: Piter.

Davydov V.V. (2005) Lektsii po obshcheypsikhologii [Lectures on General Psychology]. Moscow: Akademiya.

Dean J. (2005) The Effective Primary School Classroom: The Essential Guide for New Teachers. London: Routledge.

Dobryakova M., Yurchenko O., Novikova E. (2018) Navyki XXI veka v rossijskoyshkole: vzglyadpedagogoviroditeley [Developing 21st Century Skills in Russian Schools: Teachers’ and Parents’ Views]. Moscow: HSE.

Duckworth A.L., Yeager D.S. (2015) Measurement Matters: Assessing Personal Qualities Other than Cognitive Ability for Educational Purposes. Educational Researcher, vol. 44, no 4, pp. 237–251.http://dx.doi.org/10.3102/0013189X15584327

Durlak J.A., Weissberg R.P., Dymnicki A.B., Taylor R.D., Schellinger K.B. (2011) The Impact of Enhancing Students’ Social and Emotional Learning: A Meta-Analysis of School-Based Universal Interventions. Child Development, vol. 82, no 1, pp. 405–432.http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-8624.2010.01564.x

Elias M.J., Zins J.E., Weissberg R.P., Frey K.S. et al. (1997) Promoting Social and Emotional Learning: Guidelines for Educators. Alexandria, VA:Association for Supervision and Curriculum Development.

Eppler M.J., Mengis J. (2004) The Concept of Information Overload: A Review of Literature from Organization Science, Accounting, Marketing, MIS, and Related Disciplines. Information Society, vol. 20, no 5, pp. 325–344. https://doi.org/10.1080/01972240490507974

Fang Z. (1996) A Review of Research on Teacher Beliefs and Practices. Educational Research, vol. 38, no 1, pp. 47–65. https://doi.org/10.1080/0013188960380104

Fives H., Gill M.G. (eds) (2014) International Handbook of Research on Teachers’ Beliefs. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203108437

Froumin I., Dobryakova M., Barannikov K., Remorenko I. (2018) Universal´nyekompetentnostiinovayagramotnost´: chemuuchit´ segodnyadlyauspekhazavtra[Key Competences and New Literacy: From Slogans to School Reality]. Moscow: HSE.

GerasimovaYu.O., Orel E.A. (2022) Izmeryayashkol´nika: zachem my razvivaemiotsenivaemsotsial´no-emotsional´nyenavyki [Measuring a Schoolchild: Why We Develop and Assess Social-Emotional Skills]. Psychology.Journal of the Higher School of Economics, vol. 10, no 1, pp. 61–75. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-1-61-75

Good T.L., Brophy J.E. (1974) Changing Teacher and Student Behavior: An Empirical Investigation. Journal of Educational Psychology, vol. 66, no 3, 390–405.http://dx.doi.org/10.1037/h0036499

Jones S.M., Barnes S.P., Bailey R., Doolittle E.J. (2017) Promoting Social and Emotional Competencies in Elementary School. The Future of Children, vol. 27, no 1, pp. 49–72.http://dx.doi.org/10.1353/foc.2017.0003

Kelchtermans G. (2005) Teachers’ Emotions in Educational Reforms: Self-Understanding, Vulnerable Commitment and Micropolitical Literacy. Teaching and Teacher Education, vol. 21, no 8, pp. 995–1006.http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2005.06.009

KurpakovV.Yu. (2019) RevolyutsiyaGutenberga 2.0 ibudushcheebibliotek [The Gutenberg 2.0 Revolution and the Future of Libraries]. Universitetskayakniga, no 7, pp. 58–61.

Li L., Valiente C., Eisenberg N., Spinrad T.L., Johns S.K. et al. (2022) Longitudinal Associations among Teacher–Child Relationship Quality, Behavioral Engagement, and Academic Achievement. Early Childhood Research Quarterly, vol. 61, October, pp. 25–35. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2022.05.006

OECD (2021) Beyond Academic Learning: First Results from the Survey on Social and Emotional Skills. Paris: OECD. https://doi.org/10.1787/f6d12db7-en

OECD (2020) Early Learning and Child Well-Being in Estonia. Paris: OECD. https://doi.org/10.1787/15009dbe-en

OECD (2015) Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills. Paris: OECD. https://doi.org/10.1787/9789264226159-en

OECD (2014) New Insights from TALIS 2013: Teaching and Learning in Primary and Upper Secondary Education. Paris: OECD. https://doi.org/10.1787/9789264226319-en

Payton J.W., Wardlaw D.M., Graczyk P.A., Bloodworth M.R., Tompsett C.J., Weissberg R.P. (2000) Social and Emotional Learning: A Framework for Promoting Mental Health and Reducing Risk Behavior in Children and Youth. Journal of School Health, vol. 70, no 5, pp. 179–185.http://dx.doi.org/10.1111/j.1746-1561,2000.tb06468.x

Polivanova K.N. (2020) Novyobrazovatel´nydiskurs: blagopoluchieshkol´nikov [New Educational Discourse: The Well-Being of Schoolchildren]. Cultural-Historical Psychology, vol. 16, no 4, pp. 26–34. https://doi.org/10.17759/chp.2020160403

Polivanova K.N. (2016) Detstvo v menyayushchemsya mire [Childhood in a Changing World]. Journal ofModern Foreign Psychology, vol. 5, no 2, pp. 5–10. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201

Riley P. (2010) Attachment Theory and the Teacher-Student Relationship: A Practical Guide for Teachers, Teacher Educators and School Leaders. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203845783

Roorda D.L., Koomen H.M.Y., Spilt J.L., Oort F.J. (2011) The Influence of Affective Teacher-Student Relationships on Students’ School Engagement and Achievement: A Meta-Analytic Approach. Review of Educational Research, vol. 81, no 4, pp. 493–529. https://doi.org/10.3102/0034654311421793

Soncini A., Matteucci M.C., Butera F. (2021) Error Handling in the Classroom: An Experimental Study of Teachers’ Strategies to Foster Positive Error Climate. European Journal of Psychology of Education, vol. 36, no 3, pp. 719–738. https://doi.org/10.1007/s10212-020-00494-1

Spernes K. (2022) The Transition between Primary and Secondary School: A Thematic Review Emphasising Social and Emotional Issues. Research Papers in Education, vol. 37, iss. 3, pp. 303–320. Scopus. https://doi.org/10.1080/02671522.2020.1849366

Thompson R.A. (1991) Emotional Regulation and Emotional Development. Educational Psychology Review, vol. 3, no 4, pp. 269–307.http://dx.doi.org/10.1007/BF01319934

Thornton A., Young-DeMarco L. (2001) Four Decades of Trends in Attitudes Toward Family Issues in the United States: The 1960s Through the 1990s. Journal of Marriage & Family, vol. 63, no 4, Article no 1009. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2001.01009.x

TolstykhN.N., KulaginaI.Yu., ApasovaE.V., DenisenkovaN.S., KrasiloT.A. (2019) Sotsial´nayavozrastnayapsikhologiya [SocialAgePsychology]. M.: Akademicheskiyproekt.

Trochim W., Kane M. (2005) Concept Mapping: An Introduction to Structured Conceptualization in Health Care. International Journal for Quality in Health Care, vol. 17, no 3, pp. 187–191. http://dx.doi.org/10.1093/intqhc/mzi038

Wittrock M.C. (1986) Handbook of Research on Teaching. New York, London: Macmillan Publishing Ltd.

Yu J., Kreijkes P., Salmela-Aro K. (2022) Students’ Growth Mindset: Relation to Teacher Beliefs, Teaching Practices, and School Climate. Learning and Instruction, vol. 80, Article no 101616. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2022.101616

Zair-Bek S.I., Anchikov K.M. (2022) Shkol´nyeuchitelya v izmenyayushchikhsyausloviyakh: adaptivnost´ igotovnost´ k innovatsiyam [School Teachers in Changing Conditions: Adaptability and Willingness to Innovate]. Moscow: HSE. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2676-7

Опубликован
2023-06-28
Как цитировать
Струкова, Александра, Евгения Юрчик, Анастасия Петракова, Татьяна Канонир, Екатерина Орел, и Алена Куликова. 2023. «Представления учителей начальной школы о социально-эмоциональном развитии учащихся». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-187-213.
Выпуск
Раздел
Исследовательские статьи