«Обречены на успех»: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет

  • Светлана Черненко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Ксения Романенко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников, ВсОШ, олимпиады, олимпиадники, неравенство, трекинг, продвигающая сила школы, образовательные траектории, переход «школа — вуз»

Аннотация

Авторы предлагают рассмотреть подготовку и участие школьников в олимпиадах с целью поступления в селективные университеты как отдельный вид трекинга — выбора образовательной траектории. Большинство исследований олимпиад школьников фокусируются на методических вопросах подготовки школьников и учителей или на сравнении академической успешности студентов, принятых в вузы по результатам ЕГЭ и поступивших на основании результатов олимпиад. Несмотря на значимость олимпиад как альтернативного варианта поступления в вуз, способы вовлечения школьников в олимпиадное движение и факторы, обусловливающие выбор олимпиад как стратегии поступления, до сих пор практически не исследованы. Исследование проведено в качественной методологии: благодаря полуструктурированным интервью со студентами, поступившими в вузы по результатам Всероссийской олимпиады школьников (N=61), реконструируется индивидуальный опыт олимпиадников. Респонденты представляют разные направления олимпиады и разные регионы России (в выборку намеренно не включались выпускники московских школ, поскольку активная поддержка олимпиадников в школах столицы могла бы вызвать смещение данных). На основании полученных данных обсуждается продвигающая сила школы как дополнительная поддержка учащихся и поощрение их за участие в олимпиадах; сознательный выбор олимпиад как альтернативной стратегии поступления в вузы; роль учителей, сообщества олимпиадников и членов семьи в информировании школьников о возможности участия в олимпиадах, а также связанные с этим фактором барьеры, препятствующие участию в олимпиадах, и неравенство доступа к информации и поддержке.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Alexandrov D., Tenisheva K., Savelyeva S. (2015) Mobil'nost' bez riskov: obrazovatel'nyy put' «v universitet cherez kolledzh» [No-Risk Mobility: Through College to University]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 3, pp. 66-91. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-66-91

Bogdanov M., Мalik V. (2020) Kak sochetayutsya social'noe, territorial'noe i gendernoe neravenstva v obrazovatel'nyh traektoriyah molodezhi Rossii? [Social, Territorial and Gender Inequalities in Educational Trajectories of the Russian Youth]. The Monitoring of Public Opinion Economic & Social Changes, vol. 157, no 3, pp. 392-421.

Bol T., Witschge J., van de Werfhorst H.G.V., Dronkers J. (2014) Curricular Tracking and Central Examinations: Counterbalancing the Impact of Social Background on Student Achievement in 36 Countries. Social Forces, vol. 92, no 4, pp. 1545-1572. https://doi.org/10.1093/sf/sou003

Borman G.D., Hewes G.M., Overman L.T., Brown S. (2003) Comprehensive School Reform and Achievement: A Meta-Analysis. Review of Educational Research, vol. 73, no 2, pp. 125-230. https://doi.org/10.3102/00346543073002125

Boudon R. (1974) Education, Opportunity, and Social Inequality: Changing Prospects in Western Society. New York: John Wiley & Sons.

Boytsova O., Nosov D., Torop V. (2019) Spravedlivost' neravenstva, ili Kto i kak pobezhdaet na olimpiade po obshchestvoznaniyu [The Justice of Inequality, or Who Wins the Social Theory Olympiad and How]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 2, pp. 199-225. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-199-225

Carnoy M., Larina G.S., Markina V.M. (eds) (2019) (Ne)obychnye shkoly: raznoobrazie i neravenstvo [(Non)regular Schools: Diversity and Inequality]. Moscow: HSE.

Chernenko S.E., Romanenko K.R. (2021a) Kak stanovyatsya olimpiadnikami: prodvigayushchaya sila shkoly. Chast' 1. [How to Become Olympiad Winners: School Promoting Power. Part 1]. Educational Policy Magazine, no 3(87), pp. 88-98. DOI: 10.22394/2078−838Х−2021−3−88−98

Chernenko S.E., Romanenko K.R. (2021b) Kak stanovyatsya olimpiadnikami: prodvigayushchaya sila shkoly. Chast' 2. [How to Become Olympiad Winners: School Promoting Power. Part 2]. Educational Policy Magazine, no 4(88), pp. 80-89. DOI: 10.22394/2078-838X-2022-1-80-89

Chirkina T.A., Gusejnova A.G. (2021) Sotsial'naya differentsiatsiya obrazovatel'nykh planov pri postuplenii v vuzy. Monitoring ekonomiki obrazovaniya no 12 [Social Differentiation of Educational Plans for Admission to Universities. Monitoring of Education Markets and Organizations no 12]. Moscow: HSE. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2596-8

Gordeeva T.O., Osin E.N., Kuzmenko N.E., Leontiev D.A., Ryzhova O.N. (2011) Effektivnost' olimpiadnoy sistemy nabora abiturientov v vuzy (na primere khimicheskikh vuzov) [The Effectiveness of the Olympiad System for Recruiting Applicants to Universities (on the Example of Chemical Universities)]. Rossiiskii khimicheskii zhurnal / Russian Chemistry Journal, vol. 55, no 5-6, pp. 68-76.

Khavenson T., Chirkina T. (2019) Obrazovatel'ny vybor uchashchikhsya posle 9-go i 11-go klassov: sravnenie pervichnykh i vtorichnykh effektov sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya sem'i [Student Educational Choice after the 9th and 11th Grades: Comparing the Primary and Secondary Effects of Family Socioeconomic Status]. The Journal of Social Policy Studies, vol. 17, no 4, pp. 539-554. https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554

Kukulin I., Mayofis M., Safronov P. (eds) (2019) Ostrova utopii: pedagogicheskoe i sotsial'noe proektirovanie poslevoennoy shkoly (1940-1980-e) [Islands of Utopia: Pedagogical and Social Design of the Post-War School (1940s-1980s)]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

Lutskiy V.K. (1982) Istoriya astronomicheskikh obshchestvennykh organizatsiy v SSSR [History of Astronomical Public Organizations in the USSR]. Moscow: Nauka.

Maltseva V.A., Shabalin A.I. (2021) Ne-obkhodnoy manevr, ili Bum sprosa na srednee professional'noe obrazovanie v Rossii [The Non-Bypass Trajectory, or The Boom in Demand for TVET in Russia]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 2, pp. 10-42. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-10-42

Muraviev S.E., Skrytnyi V.I. (2017) Olimpiady shkol'nikov [MEPHI's Olympiads for Schoolchildren]. Vysshee obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, no 6, pp. 126-130.

Peresetsky A.A, Davtian M.A. (2011) Effektivnost' EGE i olimpiad kak instrumenta otbora abiturientov [Russian USE and Olympiads as Instruments for University Admission Selection]. Applied Econometrics, no 3, pp. 41-56.

Pinskaya М., Khavenson T., Kosaretsky S., Zvyagintsev R., Mikhailova A., Chirkina T. (2018) Poverkh bar'erov: issleduem rezil'entnye shkoly [Above Barriers: A Survey of Resilient Schools]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 2, pp. 198-227. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-2-198-227

Poldin O.V., Silaeva V.A., Silaev A.M. (2014) Sravnenie priyoma na obrazovatel'nye programmy v vuze po rezul'tatam olimpiad i ballov EGE [Comparing Quality of Admission to Universities by the Results of Olympiads and Unified State Exams Scors]. Applied Econometrics, no 4, pp. 118-132.

Prakhov I. (2015) Bar'ery dostupa k kachestvennomu vysshemu obrazovaniyu v usloviyakh EGE: sem'ya i shkola kak sderzhivayushchie faktory [Barriers Limiting Access to Quality Higher Education in the Context of the USE: Family and School as Constraining Factors.]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 88-117. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-1-88-117

Roshchina Y. (2006) Ch'i deti uchatsya v rossiyskikh elitnykh vuzakh? [Whose Children Study in Elite Russian Colleges?]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 347-369.

Solomin V.P., Makhov S.I., Il'insky S.V. (2013) Nekotorye podkhody k razrabotke zadaniy zaklyuchitel'nogo etapa vserossiyskikh olimpiad shkol'nikov [Some Approaches to the Development of Tasks for the Final Stage of the All-Russian School Olympiads]. UNIVERSUM: Bulletin of the Herzen University, no 4, pp. 130-138.

Strauss A., Corbin J. (2001) Osnovy kachestvennogo issledovaniya: obosnovannaya teoriya, protsedury i tekhniki [Basics of Qualitative Research: Grounded Theory, Procedures and Techniques]. Moscow: Editorial URSS.

Yekimova N.A. (2014) Otsenka effektivnosti shkol'nogo obrazovaniya na osnove dannykh obshcherossiyskikh olimpiad [Evaluating the Effectiveness of School-Based Data Nationwide Competition]. Economics of Education, no 1, pp. 33-47.

Опубликован
2022-10-10
Как цитировать
Черненко, Светлана, и Ксения Романенко. 2022. «„Обречены на успех“: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (октябрь). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-213-238.
Выпуск
Раздел
Исследовательские статьи