Экономические аспекты вынужденного перехода на дистанционное обучение, или Какую цену заплатили вузы за дистант

  • Виола Ларионова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
  • Татьяна Семенова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Елена Мурзаханова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
  • Людмила Дайнеко Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Ключевые слова: дистанционное обучение, стоимость обучения, пандемия COVID‑19, прямые затраты, косвенные затраты

Аннотация

В связи с переходом в марте 2020 г. из-за угрозы распространения COVID‑19 на дистанционный формат обучения у студентов контрактной формы финансирования появились сомнения относительно справедливости стоимости обучения в данный период. В представленных ими петициях подчеркивалось, что дистанционный формат неправомерно считать аналогом очной формы обучения, что образовательные услуги оказываются не в полной мере, что качество обучения снизилось. На этом основании выдвигались требования пересмотреть стоимость обучения: по мнению студентов, она должна быть равна стоимости очно-заочного или заочного обучения. Чтобы определить, могут ли университеты пойти на перерасчет стоимости обучения, авторы оценили, во что обошелся вузам переход на дистанционный формат.
Использованы данные мониторинга учебной и учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава (n = 4099) Уральского федерального университета, проведенного с 23 марта по 21 июня 2020 г., а также материалы финансовой отчетности отдельных подразделений этого университета. Исследование показало, что при дистанционном формате в условиях пандемии объем учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава (ППС) снизился на 15%, а объем синхронной работы со студентами — в 1,7 раза. Однако общий объем трудозатрат ППС по итогам проведения занятий в дистанционном формате вырос в 1,5 раза — прежде всего за счет увеличения в 2,4 раза объема учебно-методической работы. Таким образом, переход на дистанционный формат привел к значительному увеличению нагрузки на ППС с учетом сохранения контактных часов со студентами. Кроме того, университет инвестировал в переход на дистанционное обучение и поддержание учебного процесса в условиях COVID‑19 значительную сумму, в частности финансировал создание нового подразделения по цифровизации учебного процесса.
Авторы делают вывод, что дистанционное обучение в условиях пандемии не свелось к очно-заочному или заочному формату. Решение о пересмотре стоимости обучения студентов-контрактников необходимо принимать на уровне университета с учетом объема трудозатрат ППС, а также расходов на цифровизацию.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-03-16
Как цитировать
Ларионова, Виола, Татьяна Семенова, Елена Мурзаханова, и Людмила Дайнеко. 2021. «Экономические аспекты вынужденного перехода на дистанционное обучение, или Какую цену заплатили вузы за дистант». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 138-57. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-138-157.
Выпуск
Раздел
Влияние пандемии Covid-19 на образование

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)