Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов

  • Евгений Терентьев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Николай Рыбаков Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
  • Борис Бедный Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Ключевые слова: аспирантура, мотивация аспирантов, теория самодетерминации в мотивации, эффективность аспирантуры, закрепление молодежи в науке

Аннотация

На данных интервью с аспирантами и их научными руководителями, а также опроса аспирантов шести российских университетов рассматриваются мотивы поступления в аспирантуру и обучения в ней и дается оценка их распространенности. Опираясь на теорию самодетерминации в мотивации Э. Деси и Р. Райана, авторы выделяют три основных типа мотивации: внутреннюю мотивацию, внешнюю мотивацию и амотивацию — и описывают их применительно к обучению в аспирантуре. Показано, что, несмотря на падение престижа академического труда в современной России, интерес к исследовательской деятельности, желание заниматься наукой и преподаванием остаются наиболее распространенным мотивом поступления в аспирантуру. Вместе с тем значительная доля аспирантов руководствуется внешними «неакадемическими» мотивами, такими как получение определенных социальных льгот либо намерение построить карьеру вне академической сферы, рассматривая ученую степень в качестве подспорья для своего продвижения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-03-25
Как цитировать
Терентьев, Евгений, Николай Рыбаков, и Борис Бедный. 2020. «Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 40-69. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-40-69.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)