Российская школа в период пандемии COVID-19: эффекты первых двух волн и качество образования

  • Татьяна Чабан Красноярское краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования»
  • Роза Рамеева Красноярское краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования»
  • Илья Денисов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Юлия Керша Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Роман Звягинцев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: читательская грамотность, школьное обучение, образовательные результаты, образовательное неравенство, естественнонаучная грамотность, потери в обучении, COVID-19, социально-экономическая композиция класса, региональные мониторинги

Аннотация

Имеющиеся данные о влиянии пандемии COVID-19 на качество общего образования противоречивы: в некоторых странах фиксируется довольно сильное снижение образовательных результатов, в то время как в других потери в качестве образования отсутствуют. При этом более чем в половине из проведенных исследований получены свидетельства усиления образовательного неравенства в период пандемии. В данной работе оцениваются эффекты пандемии с использованием данных регионального мониторинга всех учащихся 4-х, 6-х и 8-х классов в школах Красноярского края в 2019 и 2021 гг. Тестирования в 4-х и 6-х классах по читательской грамотности, а также в 8-х классах по естественнонаучной грамотности подтвердили удовлетворительные характеристики качества инструмента, использованного для регионального мониторинга. По результатам многоуровневого регрессионного анализа установлено, что показатели функциональной грамотности «пандемийной» когорты учащихся значимо ниже при контроле контекстных характеристик для всех, кроме четвероклассников. В области естествознания снижение баллов оказалось наибольшим. Не обнаружено связи масштаба потерь в функциональной грамотности с показателями социально-экономической композиции класса. Полученная учителями возможность проводить онлайн-уроки не стала фактором, повышающим образовательные результаты учащихся во время пандемии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-03-18
Как цитировать
Чабан, Татьяна, Роза Рамеева, Илья Денисов, Юлия Керша, и Роман Звягинцев. 2022. «Российская школа в период пандемии COVID-19: эффекты первых двух волн и качество образования». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 160-88. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-160-188.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)