Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы

  • Валерия Иванюшина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)
  • Дарья Ходоренко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)
  • Даниил Александров Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)
Ключевые слова: школьный климат, буллинг, распространенность буллинга, методы измерения буллинга

Аннотация

В статье обсуждаются методические вопросы измерения распространенности буллинга, приводятся данные о частоте его проявлений в разных странах мира, обсуждаются причины существенного разброса в оценках. На данных масштабного репрезентативного опроса (18 433 ученика из 201 школы), проведенного в школах Калужской области, описываются характеристики буллинга на индивидуальном уровне и на уровне школы. Установлено, что 15,3% школьников 6–9‑х классов в течение учебного года становятся жертвами буллинга, что совпадает с данными межстранового исследования под эгидой ВОЗ Health Behavior in School-Aged Children Study на общенациональной репрезентативной российской выборке. В рассмотренной возрастной категории учащихся максимальная частота буллинга (19,4%) выявлена в 6‑х классах, минимальная (11,1%) — в 9-х. Девочки и мальчики оказываются жертвами буллинга примерно с равной частотой, при этом мальчики более подвержены физической агрессии, девочки — вербальной и социальной. Школы очень сильно различаются по распространенности буллинга: от 0 до 40% учащихся, столкнувшихся в течение года с проявлениями буллинга, на школу, причем частота травли не связана со структурными характеристиками школы (тип школы, расположение в городе или в селе, размер, социально-экономический статус). Обсуждается связь буллинга со школьным климатом и предлагаются направления дальнейших исследований.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-12-13
Как цитировать
Иванюшина, Валерия, Дарья Ходоренко, и Даниил Александров. 2021. «Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 220-42. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-220-242.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)