Факторы финансовой грамотности российских школьников на примере результатов исследования PISA‑2018

  • Никита Колачев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Елена Рутковская ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
  • Галина Ковалева ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
  • Анастасия Половникова ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Ключевые слова: PISA, международные сравнительные исследования, финансовая грамотность, некогнитивные факторы, многоуровневый анализ

Аннотация

В 2020 г. опубликованы результаты очередного этапа международного исследования финансовой грамотности в рамках программы PISA. Анализ сильных сторон и дефицитов российских учащихся дал возможность изучить взаимосвязь результатов по финансовой грамотности с комплексом различных факторов. По итогам регрессионного анализа установлено, что значимыми предикторами результатов тестирования финансовой грамотности являются как характеристики учащихся, так и свойства образовательной организации. В частности, выяснилось: при контроле социально-экономического статуса, некогнитивных факторов и характеристик атмосферы в образовательной организации баллы по финансовой грамотности у 15-летних девушек ниже, чем у юношей (b = –7,04, p < 0,05). Социально-экономический статус учащегося положительно связан с результатами по финансовой грамотности (b = 15,24, p < 0,01). С ними также тесно связан средний показатель социально-экономического статуса образовательной организации (b = 35,78, p < 0,01). Среди некогнитивных факторов значимую роль играют интерес к денежным вопросам (категориальная переменная) и уверенность при осуществлении финансовых операций (b = 7,95, p < 0,01). Негативное влияние на результаты тестирования оказывает поведение учителей, затрудняющее обучение (b = –4,72, p < 0,05). На основании результатов исследования предлагаются практические рекомендации по развитию финансовой грамотности учащихся, адресованные как педагогам, так и родителям.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-12-13
Как цитировать
Колачев, Никита, Елена Рутковская, Галина Ковалева, и Анастасия Половникова. 2021. «Факторы финансовой грамотности российских школьников на примере результатов исследования PISA‑2018». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 166-86. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-166-186.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования