Школьный климат. История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA

  • Татьяна Чиркина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Татьяна Хавенсон Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: PISA, школьный климат, измерение в образовании, современная теория тестирования, конфирматорный факторный анализ, теория измерений

Аннотация

Школьный климат является одним из значимых факторов образовательных достижений. Однако в России его исследование затруднено отсутствием инструментов для измерения. Рассматривается история изучения понятия «школьный климат», обсуждаются подходы к его определению.Описаны наиболее распространенные опросники для измерения школьного климата и проанализирован набор включаемых в них компонентов. Для эмпирического исследования выбрана анкета для учеников, которая используется в международном исследовании PISA, теоретически позволяющая измерить ряд аспектов школьного климата. Проведен психометрический анализ с использованием методов конфирматорного факторного анализа и современной теории тестирования. Выяснилось, что структура индексов, измеряющих школьный климат, не такая, как предполагали разработчики анкеты. Нет определенности в том, действительно ли вопросы отражают именно предполагавшиеся в анкетах индикаторы школьного климата. Часть суждений в опроснике составлены так, что большинство школьников выражают с ними согласие либо несогласие, не показывая различий в восприятии того, о чем задан вопрос. Для большинства суждений наблюдается несбалансированность категорий ответов, их неодинаковая наполненность. Предлагаются шаги по развитию инструмента.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-03-24
Как цитировать
Чиркина, Татьяна, и Татьяна Хавенсон. 2017. «Школьный климат. История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 207-29. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-207-229.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)