Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9‑го класса средней школы

  • Алексей Бессуднов Университет Эксетера
  • Валерия Малик Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: доступность образования, лонгитюдные исследования, гендерное неравенство, социально-экономическое неравенство, образовательный переход, первичные эффекты, вторичные эффекты

Аннотация

Используя данные панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТРОП), авторы анализируют разницу в доле поступивших в 10‑й класс после окончания 9‑го между юношами и девушками, а также между группами учащихся, различающимися уровнем образования родителей и семейным доходом. В 2012 г. 59% учеников после окончания 9‑го класса поступили в 10‑й, остальные в основном перешли в систему среднего профессионального образования. Девушки поступали в 10‑й класс чаще, чем юноши. Шансов поступить в 10‑й класс у учеников, чьи родители имеют высшее образование и высокие доходы, значительно больше, чем у детей из менее образованных и обеспеченных семей. Следуя международной исследовательской традиции, авторы рассматривают общее неравенство при совершении образовательного перехода как сумму первичных и вторичных эффектов, где первичные эффекты определяются как разница в успеваемости между группами, а вторичные — как разница между группами в вероятности совершения перехода на более высокую образовательную ступень при условии одинаковой успеваемости. В результате статистического анализа были обнаружены вторичные эффекты социально-экономических характеристик семей учеников. Вторичные эффекты пола учеников отсутствуют. Обсуждаются механизмы формирования социально-экономического и гендерного неравенства при переходе в 10‑й класс. Даны рекомендации в отношении образовательной политики, направленной на снижение социально-экономического неравенства в образовании.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-03-21
Как цитировать
Бессуднов, Алексей, и Валерия Малик. 2016. «Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9‑го класса средней школы». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 135-67. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-135-167.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)