Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании

  • Алексей Бессуднов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Университет Эксетера (Великобритания), Amory Building 341, Rennes Drive, Exeter EX4 4RJ UK
  • Дмитрий Куракин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Валерия Малик Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: неравенство в образовании, высшее образование, лонгитюдные исследования, образовательные переходы

Аннотация

Бессуднов Алексей Рудольфович - DPhil, преподаватель факультета социологии, философии и антропологии университета Эксетера (Великобритания).
Адрес: Amory Building 341, Rennes Drive, Exeter EX4 4RJ UK. E-mail: a.bessudnov@exeter.ac.uk

Куракин Дмитрий Юрьевич - кандидат социологических наук, директор Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: Москва, 101000, ул. Мясницкая, 20. E-mail: dukurakin@hse.ru

Малик Валерия Михайловна - ведущий эксперт Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: Москва, 101000, ул. Мясницкая, 20. E-mail: vmalik@hse.ru

Широко распространено мнение, что по охвату населения высшим образованием Россия опережает большинство европейских стран. Мы показываем, что, по данным переписи населения 2010 г., лишь 34% россиян в возрасте от 25 до 34 лет имеют высшее образование. По этому показателю Россия близка к большинству восточноевропейских стран и несколько отстает от западноевропейских. Данные лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» подтверждают этот вывод: лишь около половины школьников, окончивших 9‑й класс в 2012 г., в 2015 г. учились в вузах. Массовизация высшего образования в России соответствует общеевропейскому тренду. В России, как и в других странах, в последние десятилетия меняется гендерный состав студентов: девушки поступают в вузы с большей вероятностью, чем юноши. Анализ социально-демографических характеристик учащихся с разными образовательными траекториями указывает на значительное социальное неравенство в российской системе образования. 84% детей родителей с высшим образованием поступают после школы в вузы. Среди детей родителей без высшего образования таких только 32%. Образовательной «развилкой», наиболее важной для формирования неравенства, является переход после 9‑го класса. Дети из менее социально привилегированных семей уходят на этой стадии в систему среднего профессионального образования. Образовательный переход после 11‑го класса менее важен: как минимум 80% учеников 10–11‑х классов впоследствии поступают в вузы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-10-04
Как цитировать
Бессуднов, Алексей, Дмитрий Куракин, и Валерия Малик. 2017. «Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (октябрь), 83-109. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-83-109.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования