Связь процессуального качества образовательной среды и показателей развития речи

  • Александр Веракса МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Маргарита Гаврилова МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Дарья Бухаленкова МГУ им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова: образовательная среда, дошкольный возраст, фонематический слух, словарный запас, Classroom Assessment Scoring System, речь

Аннотация

Представлен обзор зарубежных исследований связи процессуального качества образовательной среды с показателями развития речи у детей дошкольного возраста. Под процессуальным качеством понимается качество взаимодействия воспитателя с детьми. Актуальность работы обусловлена результатами многочисленных исследований, которые показали, что развитие речи в дошкольном возрасте выступает важным предиктором успеваемости ребенка на школьной ступени обучения. Анализ и систематизация результатов исследований произведены отдельно для частных шкал методики Classroom Assessment Scoring System (CLASS): методическая поддержка, эмоциональная поддержка и организация работы в группе. Показано, развитие каких компонентов речи (фонетический, лексический, символический) в большей степени зависит от процессуального качества образовательной среды, а каких — в меньшей. Представлены результаты корреляционных и лонгитюдных исследований. Согласованность результатов исследований свидетельствует об эффективности применяемого в них инструмента оценки процессуального качества образовательной среды — методики CLASS и о значимом влиянии процессуального качества образовательной среды на развитие указанных компонентов речи.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-06-21
Как цитировать
Веракса, Александр, Маргарита Гаврилова, и Дарья Бухаленкова. 2019. «Связь процессуального качества образовательной среды и показателей развития речи». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 159-78. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-159-178.
Выпуск
Раздел
Практика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)