Размышления о целях и результатах

  • Олег Лебедев Московская высшая школа социальных и экономических наук , Россия, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, корп. 2
Ключевые слова: школа, социальный заказ, вечерняя школа, образование взрослых, цели школьного образования, результаты обучения, образ жизни, жизненная позиция, мотивация учебной деятельности, решение проблем

Аннотация

Лебедев Олег Ермолаевич — доктор педагогических наук, член-корреспондент РАН, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук. Эл. адрес: o_lebed@mail.ru
Адрес: Московская высшая школа социальных и экономических наук, Россия, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, корп. 2.

С позиции и в контексте шестидесятилетнего опыта педагогической деятельности автора рассматривается проблема взаимосвязи целей и результатов в сфере образования. Общие цели школьного образования представлены как трехуровневая система: развитие способности выбирать образ жизни, адекватный современным тенденциям изменения общества; формирование опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных и иных значимых для учащихся проблем; освоение способов деятельности, применимых в школьной практике и за ее пределами.

Обсуждаются проблемы интерпретации социального заказа системе образования. Современный социальный заказ школе, отражающий потребности быстро меняющегося общества, определяется как освоение выпускниками нового образа жизни, который предполагает решение задачи выбора в ситуации неопределенности. Отмечается существующий в настоящее время разрыв между необходимостью обеспечить соответствие целей школьного образования социальному заказу и сохранением традиционных целевых ориентиров на достижение суммы результатов по учебным дисциплинам. Подчеркивается, что формирование полных, глубоких и прочных знаний не является главной целью школьного образования: учебные программы по школьным предметам следует рассматривать как набор возможностей, которые ученик может использовать в той степени, которая соответствует его познавательным способностям и запросам. Указывается на необходимость модернизации основных элементов предметно-классно-урочной системы.

Смысл современного школьного образования определяется как воспитание интеллигентного человека, способного принимать ответственные решения в ситуации выбора в различных сферах жизни.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-02-05
Как цитировать
Лебедев, Олег. 2014. «Размышления о целях и результатах». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (февраль), 7-24. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-1-7-18.
Выпуск
Раздел
К юбилею О.Е. Лебедева