Предпочтения преподавателей вузов относительно научной деятельности и преподавания
Аннотация
Автор оценивает предпочтения представителей профессорско-преподавательского состава российских вузов в отношении научной деятельности и преподавания, структуру их рабочего времени, научную продуктивность и то, как различаются в этом отношении вузы с особым статусом и без особого статуса. Эмпирической основой работы послужили данные двух международных исследований, проводившихся в том числе и в России: International Academic Profession (1991–1993 гг.) и Changing Academic Profession (2007–2012 гг.). В России большинство преподавателей вузов отдают предпочтение преподавательской деятельности перед исследовательской, в отличие от работников академической сферы многих других стран. При этом распределение предпочтений у преподавателей вузов со статусом «научно-исследовательский университет» не отличается от такового у преподавателей в вузах без особого статуса. Несмотря на то что нагрузка на работе у преподавателей, предпочитающих исследовательскую деятельность, выше и задачи, решаемые ими в ходе работы, менее рутинные, они испытывают меньше стресса, а удовлетворенность работой у них выше. Автор приходит к выводу, что распределение предпочтений преподавателей отражает особенности системы высшего образования в СССР и РФ: фокусирование вузов на преподавании, отделение науки от вузов, низкое финансирование вузов вообще и их научной деятельности в частности.