Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж»

  • Даниил Александров Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Ксения Тенишева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Светлана Савельева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: высшее образование, социальная мобильность, среднее профессиональное образование, устойчивое неравенство, образовательная траектория «в университет через колледж», избегание риска

Аннотация

Система профессиональных колледжей рассматривается как канал социальной мобильности, обеспечивающий максимальную выгоду с минимальными рисками. Анализируются способствующие формированию такого канала особенности институционального контекста, сложившегося в России за последние 15 лет, и тенденции изменения этого контекста. Выделены три вида колледжей, возникшие в результате реорганизации данного уровня системы образования в России и различающиеся юридическим статусом и форматом взаимодействия с университетами. Описана социальная группа, использующая образовательную траекторию «в университет через колледж». Ее представители занимают промежуточное положение между теми, кто воспроизводит статус профессионального рабочего, и теми, кто воспроизводит статус высококвалифицированного профессионала. Для них характерен средний уровень успешности в школьном обучении. По результатам опросов 9-классников, проживающих в мегаполисе (Санкт-Петербург) и в одном из районов Ленинградской области, проанализированы мотивы выбора образовательной траектории «в университет через колледж», а также представления учащихся о выгодах, издержках и рисках выбранного пути. Сделан вывод о высокой значимости места жительства учащихся для выбора данной образовательной траектории. Для жителей сельской местности, где структурные ограничения гораздо сильнее, чем в мегаполисе, выбор альтернативного образовательного пути характерен в меньшей степени. В отличие от мегаполиса, на селе такой выбор совершает более информированная и высокостатусная группа. На основании сравнения систем колледжей в нескольких странах авторы приходят к заключению, что, в отличие от Германии, где колледжи обеспечивают статусное воспроизводство, в России, как и в США, они представляют собой канал восходящей социальной мобильности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2015-09-24
Как цитировать
Александров, Даниил, Ксения Тенишева, и Светлана Савельева. 2015. «Мобильность без рисков: образовательный путь „в университет через колледж“». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 66-91. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-3-66-91.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)