Образование как право и обязанность
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы реформирования отношений участников образовательного процесса в школе. Обосновывается вывод о том, что достижение нового качества общего образования станет возможным в том случае, если произойдет переход от отношений, основанных на идее долга, к отношениям, основанным на идее права детей на образование. Такое изменение в ценностных основаниях образовательной системы будет способствовать отказу от принудительного характера обучения и снятию барьеров, препятствующих развитию у учащихся способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности.Создание в постсоветский период вариативной системы образования привело к появлению важных, но недостаточных предпосылок для формирования образовательной системы, основанной на идее права — в том числе права на выбор образовательной программы и образовательного учреждения. Следующим шагом в этом направлении может стать разработка образовательных стандартов, обеспечивающих право всех детей на такое образование, которое позволило бы им успешно решать познавательные, мировоззренческие, коммуникативные и другие значимые для них проблемы.