Учитель в инклюзивном классе: взаимосвязь отношения к инклюзии с удовлетворенностью работой

  • Людмила Волосникова Тюменский государственный университет
  • Светлана Игнатжева Тюменский государственный университет; Даугавпилсский университет (Латвия)
  • Людмила Федина Тюменский государственный университет
  • Жанна Брук Тюменский государственный университет
Ключевые слова: инклюзивное образование, отношение учителей к инклюзивному образованию, самоэффективность учителя, удовлетворенность учителя работой, без-опасность и защищенность, безопасность и защищенность, вовлеченность в работу, ученики с инвалидностью, ученики с особыми образовательными потребностями

Аннотация

Успех инклюзии как организации совместного с другими детьми обучения детей с особыми образовательными потребностями в решающей степени зависит от позиции педагога. С целью выявления факторов, определяющих установки учителей в отношении инклюзивного образования проведено исследование удовлетворенности учителей работой и ее взаимосвязи с отношением к инклюзии. 
Эмпирические данные получены в результате опроса на основании авторского опросника 119 учителей одной из школ Тюмени. При помощи факторного анализа выявлены три фактора отношения педагогов к инклюзивному образованию: учителя видят в инклюзии прежде всего педагогический ресурс (24,8% суммарной дисперсии), проблемы (23,8%) или риски (14,1%). С помощью кластерного анализа получены однородные группы педагогов: «романтики», «реалисты» и «критики» инклюзии. 
В составе концепта удовлетворенности работой выделены четыре фактора: безопасность и защищенность, организация рабочего процесса, удовлетворенность вознаграждением, вовлеченность в работу. Самые низкие оценки от респондентов получены по фактору безопасности и защищенности в работе. Кластерный анализ позволил разделить опрошенных педагогов на три группы: удовлетворенные работой, удовлетворенные вознаграждением за работу, не удовлетворенные работой. Учителя, не удовлетворенные работой, подвержены наибольшему риску неуспеха в организации инклюзивного обучения: они склонны воспринимать инклюзию преимущественно как источник проблем и барьеров. 
Выявлены прямые статистически значимые взаимосвязи оценки педагогами инклюзии как педагогического ресурса с их удовлетворенностью работой: наиболее сильная связь прослеживается с индикатором «удовлетворенность организацией рабочего процесса».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-07-06
Как цитировать
Волосникова, Людмила, Светлана Игнатжева, Людмила Федина, и Жанна Брук. 2022. «Учитель в инклюзивном классе: взаимосвязь отношения к инклюзии с удовлетворенностью работой». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июль), 60-87. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-60-87.
Выпуск
Раздел
Без рубрики