Проявления и факторы проактивного поведения у детей, занимающихся в кружковом движении НТИ России

Ключевые слова: проактивное поведение, агентность, интервью, кружковое движение НТИ России

Аннотация

 С целью исследования проактивного поведения (агентности) у школьников — участников кружкового движения Национальной технологической инициативы России выполнен социологический анализ материалов (транскриптов) 53 интервью, проведенных с 2019 по 2022 г. Выделены два основных типа агентности: автономная агентность, проявляющаяся в непосредственном инициировании проактивного действия, и кооперативная агентность как поиск или создание сообщества для реализации совместной деятельности. Формированию проактивного поведения способствуют благоприятная, поощряющая инициативу образовательная среда и поддержка со стороны непосредственного окружения, прежде всего семьи и родителей, друзей и товарищей по команде. Важным фактором становления агентности у участников кружкового движения является деятельность наставника: он знакомит школьников с возможностями развития их инициатив и формирует мотивацию к участию в проектной работе. Перспективы становления проактивности у старшеклассников во многом определяются родительской позицией, при этом результаты исследования свидетельствуют о неоднозначности эффектов отстраненной позиции. Основными внешними барьерами, препятствующими реализации проактивности в проектах кружкового движения, являются, во-первых, значительные по объему формальные требования, выдвигаемые школой и ограничивающие возможности более свободного действия, и, во-вторых, жестко контролирующая, ограничивающая позиция родителей. Внутренние барьеры — это недостаток мотивации, неуверенность и страх перед будущим, инертность. В основе развития проактивного поведения у участников кружкового движения лежат ориентация на личное благо и/или стремление к общественному благу, которые, как правило, не противоречат один другому, могут дополнять друг друга и реализовываться совместно.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Archer M.S. (2003) Structure, Agency and Internal Conversation. Cambridge: Cambridge University. http://dx.doi.org/10.1017/CBO9781139087315

Azarova S.P. (2020) Kruzhkovoe dvizhenie v Rossii: istoriya i sovremennost' [The NTI-Club Movement of Russia: History and Modernity]. Greater Eurasia: Development, Safety, Cooperation, iss. 3, part 1, pp. 584–590.

Baharom M.N., Sharfuddin M., Iqbal J. (2017) A Systematic Review on the Deviant Workplace Behavior. Review of Public Administration and Management, vol. 5, no 3, pp. 1–8. http://dx.doi.org/10.4172/2315-7844.1000231

Bromley P., Meyer J.W. (2021) Hyper-Management. Neoliberal Expansions of Purpose and Leadership. Organization Studies, vol. 2, no 3, Article no 263178772110203. http://dx.doi.org/10.1177/26317877211020327

Davydov V.V. (1996) Problemy razvivayushchego obucheniya [The Problems of Developmental Learning]. Moscow: INTOR.

Elenev K.S. (2021) Kruzhkovoe dvizhenie NTI – novy vitok razvitiya inzhenernogo tvorchestva molodyozhi [The NTI-Club Movement as a New Level of Engineering Creativity Development of Youth]. Tekhnicheskoe tvorchestvo molodyozhi, no 3(127), pp. 2–3.

Emirbayer M., Mische A. (1998) What Is Agency? American Journal of Sociology, vol. 103, no 4, pp. 962–1023. https://doi.org/10.1086/231294

Fligstein N., McAdam D. (2022) Teoriya polej [A Theory of Fields]. Moscow: HSE.

Goshin M., Dubrov D., Kosaretsky S., Grigoryev D. (2021) The Strategies of Parental Involvement in Adolescents’ Education and Extracurricular Activities. Journal of Youth and Adolescence, vol. 50, no 5, pp. 906–920. https://doi.org/10.1007/s10964-021-01399-y

Goshin M.E., Mertsalova T.A., Gruzdev I.A. (2019) Tipy roditel'skogo uchastiya v uchebnom protsesse detey [Types of Parental Involvement in Children’s Schooling]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no 2, pp. 282–303. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.2.13

Goshin M.E., Sorokin P.S., Kosaretsky S.G. (2022) Agentnost' shkol'nikov v usloviyakh izmeneniy obrazovatel'nogo konteksta v period pandemii COVID-19: istochniki, proyavleniya i effekty [Agency of Schoolchildren in the Changing Educational Context during COVID-19 Pandemic: Sources, Manifestations, and Effects]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no 5, pp. 341–364. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2145

Kay E., Tisdall M., Punch S. (2012) Not So ‘New’? Looking Critically at Childhood Studies. Children's Geographies, vol. 10, no 3, pp. 249–264. http://dx.doi.org/10.1080/14733285.2012.693376

Kosaretsky S.G., Froumin I.D. (eds) (2019) Dopolnitel'noe obrazovanie detey: edinoe i mnogoobraznoe [Extracurricular Education for Children: Unified and Diverse]. Moscow: HSE. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1956-1

Kovalev D.S., Matina G.O., Belosludtseva M.L. (2020) Samoobuchayushchiesya soobshchestva kak mekhanizm realizatsii strategiy razvitiya: opyt GBNOU "Akademiya tsifrovykh tekhnologiy" [Self-Learning Communities as a Mechanism for Implementing Strategies: "Academy of Digital Technologies" Experience]. Nepreryvnoe obrazovanie v Sankt-Peterburge, no 1(11), pp. 39–48.

Kupryashkina Y. (2022) «Nachalo koordinat»: o Kraevom festivale detskikh proektnykh i issledovatel'skikh rabot [”Origin”: On the Regional Festival of Children’s Design and Research Works]. Comprehensive Child Studies, vol. 4, no 3, pp. 258–263. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-258-263

Lareau A., Weininger E. (2008) Concerted Cultivation Continues: Class, Culture, and Child Rearing. Social Class: How Does It Work (eds A. Lareau, D. Conley), New York, NY: Russell Sage Foundation, pp. 118–151.

Matusov E., von Duyke K., Kayumova S. (2016) Mapping Concepts of Agency in Educational Contexts. Integrative Psychological & Behavioral Science, vol. 50, no 3, pp. 420–446. https://link.springer.com/article/10.1007/s12124-015-9336-0

Merzlyakova D.R. (2022) Pedagogicheskie usloviya vklyucheniya Kruzhkovogo Dvizheniya v process podgotovki budushchikh liderov global'nykh rynkov vysokikh tekhnologiy [The Pedagogical Conditions for Including Circular Movement in the Process of Preparing Future Leaders of High-Tech Global Markets]. Vestnik of State University of Humanities and Technology, no 2, pp. 48–57.

Namgung W., Moate J., Ruohotie-Lyhty M. (2020) Investigating the Professional Agency of Secondary School English Teachers in South Korea. Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education, vol. 5, Article no 5. https://doi.org/10.1186/s40862-020-00083-1

Peterson A., Naci L., Weijer C., Cruse D., Fernández-Espejo D., Graham M., Owen A.M. (2013) Assessing Decision-Making Capacity in the Behaviorally Nonresponsive Patient with Residual Covert Awareness. American Journal of Bioethics, vol. 4, no 4, pp. 3–14. http://dx.doi.org/10.1080/21507740.2013.821189

Polivanova K., Bochaver A. (2022) Vozmozhna li detskaya samostoyatel'nost' v sovremennoy shkole? [Is Students’ Autonomy Possible at Contemporary School?] Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie / Psychological Science and Education, vol. 27, no 3, pp. 6-15. https://doi.org/10.17759/pse.2022270301

Schoon I., Lyons-Amos M. (2017) A Socio-Ecological Model of Agency: The Role of Structure and Agency in Shaping Education and Employment Transitions in England. Longitudinal and Life Course Studies, vol. 8, no 1, pp. 35–56. http://dx.doi.org/10.14301/llcs.v8i1.404

Sorokin P.S. (2023) Problema “agentnosti” cherez prizmu novoy realʼnosti: sostoyanie i napravleniya razvitiya [The Problem of “Agency” Through the Prism of a New Reality: Conditions and Perspectives]. Sotsiologicheskie issledovaniya / Sociological Studies, no 3, pp. 103–114. https://doi.org/10.31857/S013216250022927-2

Sorokin P.S., Froumin I.D. (2022) Obrazovanie kak istochnik deĭstviya, sovershenstvuyushchego struktury: teoreticheskie podkhody i prakticheskie zadachi [Education as a Source for Transformative Agency: Theoretical and Practical Issues]. Voprosy Obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 116–137. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-116-137

Temin D. (2022) Spetsifika proektnogo metoda kak formy detskogo uchastiya: po materialam empiricheskogo issledovaniya [The Specifics of the Project Method as a Form of Children's Participation: An Empirical Research]. Comprehensive Child Studies, vol. 4, no 3, pp. 195–202. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-195-202

Titova A.S., Kuskova O.E. (eds.) (2022) Formirovanie sub"ektnosti rebenka starshego podrostkovogo vozrasta cherez obrazovanie: sbornik metodicheskikh materialov [Subjectivity Formation of Teenagers through Education: Collection of Methodological Materials]. Moscow: The Kruzhok Association.

Udehn L. (2002) Methodological Individualism: Background, History and Meaning. London, New York, NY: Routledge.

Опубликован
2024-03-20
Как цитировать
ГошинМихаил, и Сорокин Павел. 2024. «Проявления и факторы проактивного поведения у детей, занимающихся в кружковом движении НТИ России». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март). https://doi.org/10.17323/vo-2024-19791.
Выпуск
Раздел
Исследовательские статьи