От совмещения учебы с работой к совмещению работы с учебой? Изменение модели российского высшего образования

Ключевые слова: совмещение учебы и работы, студенческая занятость, рынок труда выпускников, старт карьеры, трудоустройство выпускников, отдача от образования, рынок труда, заработная плата

Аннотация

Совмещение учебы в вузе с работой приобрело в России массовый характер. По данным Мониторинга трудоустройства выпускников, около 53% студентов бакалавриата и специалитета очной формы обучения работали хотя бы один месяц на протяжении срока обучения в вузе. В статье представлены комплексный анализ характеристик совмещения учебы с работой и оценка их вклада в индивидуальные зарплаты и вероятность занятости через год после выпуска из вуза. Установлено, что регулярная трудовая занятость во время академического года по частоте распространения преобладает над временной работой в летние месяцы. В среднем факт совмещения учебы с работой увеличивает вероятность занятости через год после выпуска на 16–19% и приносит выпускникам зарплатную премию в размере 14%. При этом существует значительная дифференциация в размере отдачи от совмещения в зависимости от характеристик занятости и образовательных факторов. Чем ближе курс совмещения к выходу на рынок труда, тем выше вклад совмещения и в заработные платы, и в трудоустройство, хотя и опыт работы на начальных курсах продолжает приносить небольшую отдачу после выпуска. Имеются значимые перекрестные эффекты между совмещением учебы с работой, направлениями подготовки и уровнем селективности оконченного университета. Наблюдаемые закономерности позволяют судить о сформировавшейся в России особой модели перехода от учебы к работе, в которой процесс трудоустройства и входа в профессиональную сферу предваряет получение диплома. Результаты исследования свидетельствуют о наличии сильной комплементарности между образованием и совмещением учебы с работой. При этом без качественного образования совмещение учебы с работой не дает высокой отдачи, успех на рынке труда обеспечивает сочетание разных образовательных факторов и их взаимодействие.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Allen J.P., Pavlin S., van der Velden R.K.W. (eds) (2011) Competencies and Early Labour Market Careers of Higher Education Graduates in Europe. ROA External Reports. Ljubljana: University of Ljubljana. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/231355368.pdf (accessed 2 April 2024).

Apokin A., Yudkevich M. (2008) Analysis of Student Employment in the Context of Russian Labor Market. Voprosy Ekonomiki, no 6, pp. 98–110 (In Russian). https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-6-98-110

Bachman J.G., Staff J., O’Malley P.M., Schulenberg J.E., Freedman-Doan P. (2011) Twelfth-Grade Student Work Intensity Linked to Later Educational Attainment and Substance use: New Longitudinal Evidence. Developmental Psychology, vol. 47, no 2, pp. 344–363. https://doi.org/10.1037/a0021027

Baert S., Rotsaert O., Verhaest D., Omey E. (2016) Student Employment and Later Labour Market Success: No Evidence for Higher Employment Chances. Kyklos, vol. 69, no 3, pp. 401–425. https://doi.org/10.1111/kykl.12115

Becker G.S. (1962) Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis. Journal of Political Economy, vol. 70, no 5, part 2, pp. 9–49. https://www.jstor.org/stable/1829103

Béduwé C., Giret J.F. (2021) Student Employment in France: Hindrance Rather Than Help for Higher Educational Success? Journal of Education and Work, vol. 34, no 1, pp. 95–109. https://doi.org/10.1080/13639080.2021.1875127

Beerkens M., Mägi E., Lill L. (2011) University Studies as a Side Job: Causes and Consequences of Massive Student Employment in Estonia. Higher Education, vol. 61, July, pp. 679–692. https://doi.org/10.1007/s10734-010-9356-0

Brennan J., Blasko Z., Little B., Woodley A. (2002) UK Graduates and the Impact of Work Experience. London: HEFCE. Available at: https://dera.ioe.ac.uk/5171/1/rd17_02.pdf (accessed 2 April 2024).

Buscha F., Maurel A., Page L., Speckesser S. (2012) The Effect of Employment While in High School on Educational Attainment: A Conditional Difference-in-Differences Approach. Oxford Bulletin of Economics and Statistics, vol. 74, no 3, pp. 380–396. https://doi.org/10.1111/j.1468-0084.2011.00650.x

Darmody M., Smyth E. (2008) Full‐Time Students? Term‐Time Employment among Higher Education Students in Ireland. Journal of Education and Work, vol. 21, no 4, pp. 349–362. https://doi.org/10.1080/13639080802361091

Di Paolo A., Matano A. (2022) The Impact of Combining Work with Study on the Labour Market Performance of Graduates: The Joint Role of Work Intensity and Job-Field Match. International Journal of Manpower, vol. 43, no 7, pp. 1556–1578. https://doi.org/10.1108/IJM-03-2021-0182

Dudyrev F., Romanova O., Travkin P. (2020) Student Employment and School-to-Work Transition: The Russian Case. Education and Training, vol. 62, no 4, pp. 441–457. https://doi.org/10.1108/ET-07-2019-0158

Emelina N.K., Rozhkova K.V., Roshchin S.Yu., Solntsev S.A., Travkin P.V. (2022) Graduates of Higher Education in the Russian Labor Market: Trends and Challenges. Moscow: HSE (In Russian). Available at: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/588955762.pdf (accessed 2 April 2024).

Geel R., Backes‐Gellner U. (2012) Earning While Learning: When and How Student Employment Is Beneficial. Labour, vol. 26, no 3, pp. 313–340. https://doi.org/10.1111/j.1467-9914.2012.00548.x

Häkkinen I. (2006) Working While Enrolled in a University: Does It Pay? Labour Economics, vol. 13, no 2, pp. 167–189. https://doi.org/10.1016/j.labeco.2004.10.003

Jacob M., Gerth M., Weiss F. (2018) Student Employment: Social Differentials and Field-Specific Developments in Higher Education. Journal of Education and Work, vol. 31, no 1, pp. 87–108. https://doi.org/10.1080/13639080.2017.1395513

James R., Bexley E., Devlin M. Marginson S. (2007) Australian University Student Finances 2006: A Summary of Findings from a National Survey of Students in Public Universities. Canberra: Australian Vice‐Chancellors’ Committee. Available at: https://www.universitiesaustralia.edu.au/wp-content/uploads/2019/06/Australian-University-Student-Finances-2006.pdf (accessed 2 April 2024).

Jewell S. (2014) The Impact of Working while Studying on Educational and Labour Market Outcomes. Business Economics Journal, vol. 5, no 3, pp. 1–12. https://doi.org/10.4172/2151-6219.1000110

Joensen J., Mattana E. (2022) Studying and Working: Your Student Job Affects Your Future Labor Market Outcomes. Samfundsøkonomen, no 3/2022, pp. 19–37. https://doi.org/10.7146/samfundsokonomen.v2022i3.133978

Klein M., Weiss, F. (2011) Is Forcing Them Worth the Effort? Benefits of Mandatory Internships for Graduates from Diverse Family Backgrounds at Labour Market Entry. Studies in Higher Education, vol. 36, no 8, pp. 969–987. https://doi.org/10.1080/03075079.2010.487936

Neyt B., Omey E., Verhaest D., Baert S. (2019) Does Student Work Really Affect Educational Outcomes? A Review of the Literature. Journal of Economic Surveys, vol. 33, no 3, pp. 896–921. https://doi.org/10.1111/joes.12301

Passaretta G., Triventi M. (2015) Work Experience during Higher Education and Post-Graduation Occupational Outcomes: A Comparative Study on Four European Countries. International Journal of Comparative Sociology, vol. 56, no 3–4, pp. 232–253. https://doi.org/10.1177/00207152155877

Robert P., Saar E. (2012) Learning and Working: The Impact of the ‘Double Status Position’ on the Labour Market Entry Process of Graduates in CEE Countries. European Sociological Review, vol. 28, no 6, pp. 742–754. https://doi.org/10.1093/esr/jcr091

Roshchin S.Yu. (2006) The School-to-Work-Transition: A Slough or a Ford? Working Paper WP3/

/10. Moscow: HSE (In Russian). Available at: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/gu0lj5pdpb/78541536.pdf (accessed 2 April 2024).

Roshchin S., Rudakov V. (2017) Patterns of Student Employment in Russia. Journal of Education and Work, vol. 30, no 3, pp. 314–338. https://doi.org/10.1080/13639080.2015.1122182

Roshchin S.Yu., Rudakov V.N. (2014) Combining Work and Study by Russian Higher Education Institution Students. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 2, pp. 152–179 (In Russian). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-2-152-179.

Rozhkova K.V., Roshchin S.Y., Solntsev S.A., Travkin P.V. (2021) The Return to Master’s Degree in the Russian Labor Market. Voprosy Ekonomiki, no 8, pp. 69–92 (In Russian). https://doi.org/10.32609/0042-8736-2021-8-69-92

Rudakov V., Roshchin S. (2019) The Impact of Student Academic Achievement on Graduate Salaries: The Case of a Leading Russian University. Journal of Education and Work, vol. 32, no 2, pp. 156–180. https://doi.org/10.1080/13639080.2019.1617839

Sanchez‐Gelabert A., Figueroa M., Elias M. (2017) Working Whilst Studying in Higher Education: The Impact of the Economic Crisis on Academic and Labour Market Success. European Journal of Education, vol. 52, no 2, pp. 232–245. https://doi.org/10.1111/ejed.12212

Spence M. (1973) Job Market Signaling. Quarterly Journal of Economics, vol. 87, no 3, pp. 355–374. https://doi.org/10.2307/1882010

Van Belle E., Caers R., Cuypers L., de Couck M., Neyt B., van Borm H., Baert S. (2020) What Do Student Jobs on Graduate CVs Signal to Employers? Economics of Education Review, vol. 75, April, Article no 101979. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2020.101979

Voznesenskaya E.D., Konstantinivskiy D.L., Cherednichenko G.A. (2001) "Complete the Course and Get the Position": The Secondary Employment of Students]. Sotsiologicheskiy Zhurnal, no 3, pp. 101–121 (In Russian).

Weiss F., Klein M., Grauenhorst T. (2014) The Effects of Work Experience during Higher Education on Labour Market Entry: Learning by Doing or an Entry Ticket? Work, Employment and Society, vol. 28, no 5, pp. 788–807. https://doi.org/10.1177/0950017013506772

Yanbarisova D.M. (2014) Combining Work and Study in Tatarstan Higher Education Institutions: How Academic Performance Is Affected? Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 218–237 (In Russian). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-1-218-237

Опубликован
2024-07-07
Как цитировать
Рожкова, Ксения, Сергей Рощин, и Павел Травкин. 2024. «От совмещения учебы с работой к совмещению работы с учебой? Изменение модели российского высшего образования». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июль). https://doi.org/10.17323/vo-2024-17242.
Выпуск
Раздел
Исследовательские статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)