Корпус студенческих текстов на немецком языке как источник данных для образования и науки

Ключевые слова: Петрозаводский аннотированный корпус текстов, ПАКТ, корпус студенческих текстов, корпус ученических текстов, иностранный язык, Data Driven Learning, большие данные в образовании, анализ образовательных данных

Аннотация

Одним из примеров цифровизации образования служит создание лингвистического корпуса студенческих работ на иностранном языке при учебном заведении с целью использования его для исследований, преподавания и образовательной аналитики. В статье рассматривается опыт формирование такого лингвистического корпуса при ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет». Основы Петрозаводского аннотированного корпуса текстов (ПАКТ) заложены в 2020 г., и два года его развития уже показали перспективность внедрения корпуса в работу вуза и разнообразие вариантов его применения. Дано общее описание ПАКТа по состоянию на июнь 2022 г. и приводятся примеры его использования — реализуемые и планируемые к реализации. Основной исследовательский вопрос работы: какие возможности для повышения эффективности обучения и профессионального роста будущих преподавателей иностранного языка дает корпус студенческих текстов на иностранном языке, созданный при вузе? Отвечая на него, авторы обращаются и к опыту другого корпуса студенческих текстов — REALEC, англоязычного аннотированного ученического корпуса, послужившего прототипом ПАКТа. Авторы приходят к выводу, что корпус студенческих текстов на иностранном языке как пример больших данных, собираемых в вузе, имеет широкие перспективы применения в образовательных целях непосредственно на занятиях по иностранному языку, для научно-исследовательской работы студентов и в качестве ресурса для автоматического генератора индивидуальных заданий; в исследовательских целях для специалистов в области лингвистики, лингводидактики, психолингвистики, информационных технологий и искусственного интеллекта; в целях образовательной аналитики вуза.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Bates A.T., Bates A.W. (2015) Teaching in a Digital Age. Guidelines for Designing Teaching and Learning. Vancouver BC: Tony Bates Associates Ltd.

Bawa P. (2020) Learning in the Age of SARS-COV-2: A Quantitative Study of Learners’ Performance in the Age of Emergency Remote Teaching. Computers and Education Open, vol. 1, Article no 100016. https://doi.org/10.1016/j.caeo.2020.100016

Bordag B., Sieradz M. (2012) Erwerb von Perfekt und Passiv bei DaF-Lernern: Eine Korpusstudie. German as a Foreign Language, no 1. Available at: http://www.gfl-journal.de/1-2012/bordag-sieradz.pdf (accessed 23 November 2022).

Cherepanova A.I. (2015) Korpusnye tekhnologii v izuchenii angliyskogo yazyka [Corpus Technologies in Learning English]. Proceedings of the II International Scientific Conference ˮForeign Language in the Context of Problems of Professional Communicationˮ (Tomsk, 2015, April 27–29), Tomsk: National Research Tomsk Polytechnic University, pp. 276–277.

Drugova E.A., Veledinskaya S.B., Zhuravleva I.I. (2021) Razvivaya tsifrovuyu peda-gogiku: vklad obrazovatel’nogo dizayna. Retsenziya na knigy: Beetham H., Sharpe R. (2020) Rethinking Pedagogy for a Digital Age [The Role of Instructional Design in Promoting Digital Pedagogy. Review of the book: Beetham H., Sharpe R. (2020) Rethinking Pedagogy for a Digital Age]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 4, pp. 333–354. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-333-354

Dvoretskaya I.V., Karlov I.A., Kochak E., Savitsky K.L. (2022) Izmerenie perekhoda shkoly k tsifrovoy transformatsii obrazovaniya: opyt, trudnosti, rezul'taty i voznozhnosti [Measuring the Transition of the School to the Digital Transformation of Education: Experience, Difficulties, Results and Opportunities]. Moscow: HSE.

Ellis N.C. (2008) Usage-Based and Form-Focused Language Acquisition: The Associative Learning of Constructions, Learned Attention, and the Limited L2 Endstate. Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition (eds P. Robinson, N.C. Ellis), London: Routledge/Taylor & Francis Group, pp. 372–405.

Fiofanova O.A. (ed.) (2021) Bol'shie dannye v obrazovanii: dokazatel'noe razvitie obrazovaniya. Sbornik nauchnykh statey II Mezhdunarodnoy konferentsii (Moscow, 15 oktyabrya 2021 g.) [Big Data in Education: Evidentiary Development of Education. Proceedings of the II International Conference (Moscow, 2021, October 15)]. Moscow: Delo.

Fiofanova O.A. (2020) Analiz bol'shikh dannykh v sfere obrazovaniya: metodologiya i tekhnologii [Big Data Analysis in the Field of Education: Methodology and Technologies. Moscow: Delo.

Flinz C. (2021) KORPORA in DaF und DaZ: Theorie und Praxis. Zeitschrift für Interkulturellen Fremdsprachenunterricht, vol. 26, no 1, pp. 1–43.

Goschler J., Stefanowitsch A. (2014) Korpora in der Weitspracherwerbsforschung: Sieben Probleme aus korpuslinguistischer Sicht. Zweitspracherwerb im Jugendalter (eds B. Ahrenholz, P. Grommes), Berlin/Boston: Mouton de Gruyter, pp. 341–361. https://doi.org/10.1515/9783110318593

Hou J., Koppatz M., Hoya Quecedo J.M., Stoyanova N., Kopotev M., Yangarber R. (2019) Modeling Language Learning Using Specialized Elo Ratings. Innovative Use of NLP for Building Educational Applications (eds H Yannakoudakis, E. Kochmar, C Leacock, N Madnani, I Pilán, T Zesch), Stroudsburg, PA: Association for Computational Linguistics, pp. 494–506. http://dx.doi.org/10.18653/v1/W19-4451

Ishchenko A.A. (2020) Bol'shie dannye kak informatsionnaya baza dlya analiza kachestva obrazovaniya [Big Data as an Information Base to Analyze the Quality of Education]. Nauchny potentsial, no 2 (29), pp. 10–14.

Katinskaia A., Nouri J., Yangarber R. (2018) Revita: A Language Learning Platform at the Intersection of ITS and CALL. Proceedings of the Eleventh International Conference on Language Resources and Evaluation (LREC 2018) (Miyazaki, Japan, 2018, 7–12 May), pp. 4084–4093.

Katinskaia A., Nouri J., Yangarber R. (2017) Revita: A System for Language Learning and Supporting Endangered Languages. Proceedings of the Joint 6th Workshop on NLP for Computer Assisted Language Learning and 2nd Workshop on NLP for Research on Language Acquisition at NoDaLiDa 2017. Linköping Electronic Conference Proceedings, vol. 134, pp. 27–35.

Knyaginin V.N., Idrisov G.I., Kuzmina A.S., Rozhkova E.S., Sultanov D.K. (2017) Novaya tekhnologicheskaya revolyutsiya: vyzovy i vozmozhnosti dlya Rossii. Ekspertno-analiticheskiy doklad [New Technological Revolution: Challenges and Opportunities for Russia. Expert-Analytical Report]. Moscow: The Center for Strategic Research.

Kormacheva D., Pivovarova L., Kopotev M. (2014) Automatic Collocation Extraction and Classification of Automatically Obtained Bigrams. Proceedings of the Workshop on Computational, Cognitive, and Linguistic Approaches to the Analysis of Complex Words and Collocations (Tübingen, Germany, 2014, 11 August), pp. 27–33.

Kotiurova I.A., Safonov G.R. (2022) Analiz stepeni grubosti oshibok v studencheskikh sochineniyakh (korpusnoe issledovanie) [Analysis of the Degree of Errors in Student Essays (Corpus-Based Study)]. Otrazheniya: yazyk i kul'tura v sinkhronii i diakhronii. Elektronny sbornik nauchnykh statey [Reflections: Language and Culture in Synchrony and Diachrony. Electronic Collection of Scientific Articles]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University, pp. 154–161.

Kotiurova I.A., Shchegoleva L.V. (2022) Analiz nekorrektnoy raboty POS-razmetchikov v korpuse nemetskikh uchenicheskikh tekstov s lingvisticheskimi oshibkami [Analysis of Incorrect POS-Tagging in Student Texts with Linguistic Errors in German]. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics, vol. 8, no 3, pp. 87–99. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2022-8-3-0-6

Kotiurova I., Trenina P. (2022) Comparative Analysis of Automatic POS Taggers Applied to German Learner Texts. Proceedings of the 31st Conference of Open Innovations Association (FRUCT) (Helsinki, Finland, 2022, 27–29 April), pp. 115–124. https://doi.org/10.23919/FRUCT54823.2022.9770886

Kustova M.A. (2017) Avtomaticheskaya razrabotka uchebnykh testov po angliyskomu yazyku na osnove korpusa [Automated Development of Educational Corpus-Based Tests in English]. Proceedings of the International Conference ˮCorpus Linguistics–2017ˮ (Saint-Petersburg, 2017, 27–30 June). St. Petersburg: Saint-Petersburg State University, Institute for Linguistic Studies RAS, Herzen University, pp. 236–240.

Kuznetsova E., Shangaraeva L. (2021) Vozmozhnosti ispol'zovaniya lingvisticheskogo korpusa v obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze [Possibilities of Using the Linguistic Corpus in Foreign Language Teaching in a Non-Lingustic University]. Yazyk. Kul'tura. Mediakommunikatsiya, vol. 1, no 2, pp. 45–50.

Langthaler M., Bazafkan H. (2020) Digitalization, Education and Skills Development in the Global South: An Assessment of the Debate with a Focus on Sub-Saharan Africa. ÖFSE Briefing Paper no 28. Vienna: Austrian Foundation for Development Research.

Lyashevskaya O., Panteleeva I., Vinogradova O. (2021) Automated Assessment of Learner Text Complexity. Assessing Writing, vol. 49, no 4, Article no 100529. https://doi.org/10.1016/j.asw.2021.100529

Lüdeling А., Walter M. (2009) Korpuslinguistik für Deutsch als Fremdsprache. Sprachvermittlung und Spracherwerbsforschung. Stark erweiterte Fassung von Lüdeling/Walter (erscheint) Korpuslinguistik. HSK 19. Deutsch als Fremdsprache (ed. G. Helbig), Berlin: Mouton de Gruyter.

Radaev V., Medvedev S., Talalakina E., Dementiev A. (2018) Pyat' moikh glavnykh vyzovov v prepodavanii. Krugly stol (Moscow, NIU VShE, 2017, 8 September) [My Five Major Challenges as a Teacher. Discussion (Moscow, HSE, 2017, September 8). Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 200–233. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-200-233

Torubarov I. (2020) Automated Error Detection and Correction System for Learner Essays in English Produced by Students with Russian Native Language. Available at: https://www.hse.ru/en/edu/vkr/368892883 (accessed 24 November 2022).

Uvarov A.Yu., Froumin I.D. (eds) (2019) Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya [Difficulties and Prospects of Digital Transformation of Education]. Moscow: HSE.

Vinogradova O.I. (2021) Rabota s yazykovymi korpusami v izuchenii inostrannykh yazykov, v obuchenii im i v ikh ispol'zovanii [Using Language Corpora in Learning Foreign Languages and Teaching Them]. Mezhkul'turnoe prostranstvo: lingvisticheskiy i didakticheskiy aspekty. Materialy nauchno-prakticheskoy onlain-konferentsii. Ch. I: Plenarnoe zasedanie i sektsiya ˮMezhkul'turnaya didaktikaˮ [Intercultural Space: linguistic and Didactic Aspects. Materials of the Scientific and Practical Online Conference. Part 1: Plenary Session and Section "Intercultural Didactics"]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University, pp. 20–29.

Vinogradova O.I., Viklova A., Smilga V. (2021) Punctuation in L2 English: Computational Methods Applied in the Study of L1 Interference. Emerging Writing Research from the Russian Federation (ed. L.A. Squires), Fort Collins, CO: WAC Clearinghouse, pp. 211–233. https://doi.org/10.37514/INT-B.2021.1428

Vinogradova O., Lyashevskaya O., Panteleeva I. (2017) Multi-Level Student Essay Feedback in a Learner Corpus. Computational Linguistics and Intellectual Technologies. Papers from the Annual International Conference “Dialogue” (2017). Iss. 16 in 2 volumes. Vol. 1: Computational Linguistics: Practical Applications, pp. 373–386.

Warditz V. (2019) Russisch als Migrationssprache in Deutschland: Zur Typologie des Mikrosprachwandels (Eine systemlinguistische Studie). Handbuch des Russischen in Deutschland. Migration–Mehrsprachigkeit–Spracherwerb (eds K. Witzlack-Makarevich, N. Wulff), Berlin: Frank & Timme, pp. 283–302.

Опубликован
2022-12-23
Как цитировать
Котюрова, Ирина, и Людмила Щеголева. 2022. «Корпус студенческих текстов на немецком языке как источник данных для образования и науки». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 322-49. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-322-349.
Выпуск
Раздел
Базы данных в сфере образования