Психологические исследования в полидисциплинарном дискурсе агентности: проблемы и перспективы

Ключевые слова: агентность, самодеятельность, проактивность, показатели и индикаторы агентности, деструктурация, субъектно-деятельностный подход

Аннотация

Анализируются причины системных затруднений, которые испытывает мировой мейнстрим психологии в разработке представлений о психологическом содержании агентности как свойства человека инициировать изменение среды. Автор полагает, что для анализа содержания концепта «агентность» не годится старая методологическая оптика западноцентричного мейнстрима, сложившегося во второй половине ХХ в. и основанного на теоретической модели «вечного» человека, наделенного «универсальными» общечеловеческими качествами. В ситуации качественных и радикальных изменений социального мира, происходящих в последние десятилетия, в частности в условиях деструктурации, перспективными оказываются исследовательские подходы, ориентированные на понимание личности как культурно зависимой и изменчивой сущности, прежде всего субъектно-деятельностный подход, развивающийся в российском дискурсе, а в мировой науке известный недостаточно. Субъектно-деятельностный подход автор рассматривает как альтернативу мейнстриму по теоретико-методологическим основаниям. При разработке проблемы психологического содержания агентности предлагается отказаться от доминирующих в мейнстриме диспозиций: от поиска «центра агентности» как отдельного компонента и подструктуры психики, в состав которого входят определенные функции и навыки, от поиска оснований агентности в сфере когниций и рефлексии. Агентность следует рассматривать как системное свойство целостного индивида, индивидуально специфичное и складывающееся прижизненно, и фокус исследований должен быть перенесен в мотивационно-потребностную и волевую сферу.

Обосновывается перспективность разработки проблемы агентности с позиций субъектно-деятельностного подхода как в части теории и методологии психологии, так и в части практических применений. Актуальность практических применений субъектно-деятельностного подхода в сфере образования обусловливается логикой социальных макропроцессов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Ananiev B.G. (1977) Sensorno-pertseptivnaya organizatsiya cheloveka [Sensory-Perceptual Organization of Man]. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [On the Problems of Modern Human Knowledge]. Moscow: Nauka..

Ananjev B.G. (1968) Chelovek kak predmet poznaniya [Man as an Object of Knowledge]. Leningrad: Leningrad University.

Bandura A. (2001) Social Cognitive Theory: An Agentic Perspective. Annual Review of Psychology, vol. 52, pp. 1–26.

Bartell T., Cho C., Drake C., Petchauer E., Richmond G. (2019) Teacher Agency and Resilience in the Age of Neoliberalism. Journal of Teacher Education, vol. 70, no 4, pp. 302–305. http://dx.doi.org/10.1177/0022487119865216

Baumeister R.F. (2008) Free Will in Scientific Psychology. Perspectives on Psychological Science, vol. 3, no 1. pp. 14–19. http://dx.doi.org/10.1111/j.1745-6916.2008.00057.x

Baumeister R.F., Tice D.M., Vohs K.D. (2018) The Strength Model of Self-Regulation: Conclusions from the Second Decade of Willpower Research. Perspectives on Psychological Science, vol. 13, no 2, pp. 141–145. http://dx.doi.org/10.1177/1745691617716946

Brown S.D., Lent R.W. (2016) Vocational Psychology: Agency, Equity, and Well-Being. Annual Review of Psychology, vol. 67, no 1, pp. 541–565. http://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-122414-033237

Cavazzoni F., Fiorini A., Veronese G. (2022) How Do We Assess How Agentic We Are? A Literature Review of Existing Instruments to Evaluate and Measure Individuals' Agency. Social Indicators Research, vol. 159, September, pp. 1125–1153. https://doi.org/10.1007/s11205-021-02791-8

Cohen J.D. (2017) Cognitive Control: Core Constructs and Current Considerations. Wiley Handbook of Cognitive Control (ed. T. Egner), Malden, MA: Wiley, pp. 3–28.

Duckworth A.L, Yeager D.S. (2015) Measurement Matters: Assessing Personal Qualities Other Than Cognitive Ability for Educational Purposes. Educational Researcher, vol. 44, no 4, pp. 237–251. http://dx.doi.org/10.3102/0013189X15584327

Enkavi A.Z, Eisenberg I.W, Bissett P.G, Mazza G.L, MacKinnon D.P, Marsch L.A., Poldrack R.A. (2019) Large-Scale Analysis of Test-Retest Reliabilities of Self-Regulation Measures. Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 116, no 12, pp. 5472–5477. http://dx.doi.org/10.1073/pnas.1818430116

Hall D.T., Yip J., Doiron K. (2018) Protean Careers at Work: Self-Direction and Values Orientation in Psychological Success. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, vol. 5, no 1, pp. 129–156. http://dx.doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032117-104631

Heckhausen J. (2020) Integrating and Instigating Research on Person and Situation, Motivation and Volition, and Their Development. Motivation Science, vol. 6, no 3, pp. 185–188. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/mot0000166

Heckman J.J., Moon S.H., Pinto R., Savelyev P.A., Yavitz A. (2010) The Rate of Return to the High/Scope Perry Preschool Program. The Journal of Public Economics, vol. 94, no 1–2, pp. 114–128. http://dx.doi.org/10.1016/j.jpubeco.2009.11.001

Heckhausen J., Wrosch C., Schulz R. (2019) Agency and Motivation in Adulthood and Old Age. Annual Review of Psychology, vol. 70, pp. 191–217. http://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-010418-103043

Holland J.L. (1997) Making Vocational Choices: A Theory of Vocational Personalities and Work Environments. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources.

Inzlicht M., Werner K.M., Briskin J.L., Roberts B.W. (2021) Integrating Models of Self-Regulation. Annual Review of Psychology, vol. 72, no 1, pp. 319–345. https://doi.org/10.31234/osf.io%2Fdpjye

Koole S.L., Schlinkert C., Maldei T., Baumann N. (2019) Becoming Who You Are: An Integrative Review of Self-Determination Theory and Personality Systems Interactions Theory. Journal of Personality, vol. 87, no 1, pp. 15–36. http://dx.doi.org/10.1111/jopy.12380

Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. (2019) Obshchie i spetsialʼnye navyki kak komponenty chelovecheskogo kapitala: novye vyzovy dlya teorii i praktiki obrazovaniya [Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice]. Foresight and STI Governance, vol. 13, no 2, pp. 19–41. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41

Kwon K., Kim T. (2020) An Integrative Literature Review of Employee Engagement and Innovative Behavior: Revisiting the JD-R Model. Human Resource Management Review, vol. 30, no 2, Article no 100704. http://dx.doi.org/10.1016/j.hrmr.2019.100704

MacCann C, Roberts R.D. (2008) New Paradigms for Assessing Emotional Intelligence: Theory and Data. Emotion, vol. 8, no 4, pp. 540–551. http://dx.doi.org/10.1037/a0012746

Meyer J.W. (2010) World Society, Institutional Theories, and the Actor. Annual Review of Sociology, vol. 36, pp 1–20. http://dx.doi.org/10.1146/annurev.soc.012809.102506

Mironenko I.A., Sorokin P.S. (2022) Activity Theory for the De-Structuralized Modernity. Integrative Psychological and Behavioral Science, vol. 56, no 1, pp. 1055–1071. https://doi.org/10.1007/s12124-020-09587-4

Mironenko I., Sorokin P. (2022) Problema proaktivnosti lichnosti vo vzaimodejstvii so sredoy v sovremennom mezhdunarodnom diskurse [The Problem of Human Agency in Contemporary International Science]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 43, no 4, pp. 79–89. https://doi.org/10.31857/S020595920021483-7

Mironenko I.A., Sorokin P.S. (2021) K voprosu o volevykh svojstvakh lichnosti v kontekste problem razvitiya predprinimatelʼskogo elementa chelovecheskogo potentsiala v sisteme vysshego obrazovaniya [Concerning the Importance of Volitional Characteristics in the Context of the Problem of Formation of the Entrepreneurial Element of Human Potential in Higher Education System]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina, no 4, pp. 117–136. https://doi.org/10.35231/18186653_2021_4_117

Mironenko I.A., Sorokin P.S. (2020) Concerning Paradigmatic Status of Psychological Science: For a Flexible and Flowing Psychology in the Face of Practical and Theoretical Challenges. Integrative Psychological and Behavioral Science, vol. 54, no 3, pp. 604–612. https://doi.org/10.1007/s12124-020-09530-7

Mironenko I.A., Zhuravlev A.L. (2019) Biosotsialʼnaya problema v kontekste globalʼnoy psikhologicheskoy nauki: ob universalʼnykh kharakteristikakh cheloveka [The Biosocial Problem in the Context of Global Psychological Science: Concerningthe “Universal” Human Psychology. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 40, no 6, pp. 87–98. http://dx.doi.org/10.31857/S020595920007321-9

Nye C.D., Rounds J. (eds) (2019) Vocational Interests in the Workplace: Rethinking Behavior at Work. New York, NY: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315678924

Polivanova K.N., Bochaver A.A. (2022) Vozmozhna li detskaya samostoyatelʼnostʼ v sovremennoy shkole? [Is Students’ Autonomy Possible at Contemporary School?] Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie / Psychological Science and Education, vol. 27, no 3, pp. 6–15. https://doi.org/10.17759/pse.2022270301

Rubinstein S.L. (2003) Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and Consciousness. Man and the World]. Saint Petersburg: Piter.

Rubinstein S.L. (1986) Printsip tvorcheskoy samostoyatelʼnosti [The Principle of Creative Self-Activity]. Voprosy Psychologii, no 4, pp. 101–108.

Rydzik A., Anitha S. (2019) Conceptualising the Agency of Migrant Women Workers: Resilience, Reworking and Resistance. Work, Employment and Society, vol. 34, no 5, pp. 883–899. http://dx.doi.org/10.1177/0950017019881939

Shiner R.L., Soto Ch.J., De Fruyt F. (2021) Personality Assessment of Children and Adolescents. Annual Review of Developmental Psychology, vol. 3, pp. 113–137. http://dx.doi.org/10.1146/annurev-devpsych-050620-114343

Smith K., Ulvik M. (2017) Leaving Teaching: Lack of Resilience or Sign of Agency? Teachers and Teaching, vol. 23, no 8, pp. 928–945. https://doi.org/10.1080/13540602.2017.1358706

Sommet N., Elliot A.J, Sheldon K.M. (2021) Achievement Goal Complexes: Integrating the “What” and the “Why” of Achievement Motivation. Handbook of Personality: Theory and Research (eds O.P John, R.W. Robins). New York, NY: Guilford, pp. 104–121.

Sorokin P.S. (2023) Problema “agentnosti” cherez prizmu novoy realʼnosti: sostoyanie i napravleniya razvitiya [The Problem of “Agency” Through the Prism of a New Reality: Conditions and Perspectives]. Sotsiologicheskie issledovaniya / Sociological Studies, no 3, pp. 103–114. https://doi.org/10.31857/S013216250022927-2

Sorokin P.S. (2021) “Transformiruyushchaya agentnostʼ” kak predmet sotsiologicheskogo analiza: sovremennye diskussii i rolʼ obrazovaniya [“Transformative Agency” as an Object of Sociological Analysis: Contemporary Discussions and the Role of Education]. RUDN Journal of Sociology, vol. 21, no 1, pp. 124–138. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-1-124-138

Sorokin P.S. (2020) The Promise of John W. Meyer’s World Society Theory: “Otherhood” through the Prism of Pitirim A. Sorokin’s Integralism. The American Sociologist, vol. 51, no 4, pp. 506–525. https://doi.org/10.1007/s12108-020-09468-8

Sorokin P.S., Froumin I.D. (2022) Obrazovanie kak istochnik dejstviya, sovershenstvuyushchego struktury: teoreticheskie podkhody i prakticheskie zadachi [Education as a Source for Transformative Agency: Theoretical and Practical Issues]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 116–137. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-116-137

Sorokin P.S., Froumin I. (2022) ‘Utility’ of Education and the Role of Transformative Agency: Policy Challenges and Agendas. Policy Futures in Education, vol. 20, no 2, pp. 201–214. http://dx.doi.org/10.1177/14782103211032080

Sorokin P.S., Zykova A.V. (2021) "Transformiruyushchaya agentnostʼ" kak predmet issledovaniy i razrabotok v XXI veke: obzor i interpretatsiya mezhdunarodnogo opyta ["Transformative Agency" as a Subject of Research and Development in the 21st Century: A Review and Interpretation of International Experience]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no 5, pp. 216–241. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1858

Wille B., de Fruyt F. (2019) Development of Vocational Interests in Adulthood. Vocational Interests in the Workplace: Rethinking Behavior at Work (eds C.D Nye, J. Rounds), New York, NY: Routledge, pp. 251–279.

Zhuravlev A.L., Mironenko I.A., Yurevich A.V. (2018) Psikhologicheskaya nauka v globalʼnom mire: vyzovy i perspektivy [Psychological Science in the Global World: Challenges and Prospects]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 39, no 2, pp. 58–71. http://dx.doi.org/10.7868/s020595921802006x

Опубликован
2024-04-04
Как цитировать
Мироненко, Ирина. 2024. «Психологические исследования в полидисциплинарном дискурсе агентности: проблемы и перспективы». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (апрель). https://doi.org/10.17323/vo-2024-16476.
Выпуск
Раздел
Исследовательские статьи