Личный выбор убедительнее коллективного

Рецензия на книгу В. Радаева «Преподавание в кризисе»

  • Дмитрий Рогозин РАНХиГС; Институт социологии ФНИСЦ РАН
Ключевые слова: автоэтнография, высшее образование, методика обучения, непрерывное образование, пандемия COVID-19, преподаватель вуза

Аннотация

Книга Вадима Радаева представляет собой симбиоз автобиографических заметок с аналитической обработкой личных наблюдений, статистических и социологических данных, свидетельств коллег-преподавателей и студентов о процессе обучения в высшей школе. В первой части книги автор диагностирует современное состояние преподавания. Его диагноз — глубокий кризис, который обусловлен в первую очередь тем, что в вузы пришел новый антропологический тип студента — миллениалы и зумеры, у которых нет опыта сознательной жизни в советское время. Они отличаются от студентов предшествующих поколений представлениями, взглядами, требованиями. Высшая школа погружалась в кризис постепенно в течение нескольких последних десятилетий: происходил подрыв текстовой культуры, отказ от накопления культурного багажа, формировались новые требования к упаковке образовательных продуктов, у студентов «размывалась» мотивация, рассеивалось внимание. Пандемия, изоляция, вынужденные дистанционные форматы обучения лишь ускорили этот процесс. Во второй части книги Радаев предлагает программу преодоления кризиса, основанную не на жестких рецептах и инструкциях, а на профессиональных нормах, личных педагогических приемах и этической позиции преподавателя. Выход из кризиса возможен лишь тогда, когда к осознанию кризиса добавляется и личная позиция преподавателя, когда каждый ставит перед собой вопрос о смысле своей преподавательской деятельности. Радаев оставляет много вопросов открытыми, его книга подталкивает к размышлениям, опровержениям, дискуссии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Radaev V.V. (2020) Millenialy: kak menyaetsya rossijskoe obshchestvo [Millennials: How Russian Society Is Changing]. Moscow: HSE. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1985-1

Radaev V.V. (2018) Millenialy na fone predshestvuyushchikh pokoleniy: empiricheskiy analiz [Millennials Compared to Previous Generations: An Empirical Analysis]. Sotsiologicheskie Issledovaniia / Sociological Studies, no 3, pp. 15-33. https://doi.org/10.7868/S0132162518030029

Radaev V.V. (2011) Kak napisat' akademicheskiy tekst [How to Write an Academic Paper]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 271-293. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2011-1-271-293

Radaev V.V. (2009) Ekonomicheskaya bor'ba i sotsial'nye svyazi: struktura konkurentnykh otnosheniy v novom rossijskom ritejle [Economic Struggle and Social Ties: The Structure of Competitive Relationships in New Russian Retail Market]. Economic Sociology, vol. 10, no 1, pp. 19-56.

Radaev V.V. (2008) Sovremennye ekonomiko-sotsiologicheskie kontseptsii rynka [Modern Economic-Sociological Concepts of the Market]. Economic Sociology, vol. 9, no 1, pp. 20-50. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2008-1-20-50

Radaev V.V. (2007) Chto takoe rynok: ekonomiko-sotsiologicheskiy podkhod [Economic-Sociological Approach to the Market]. Social Sciences and Contemporary World, no 3, pp. 115-127; no 4, pp. 117-132.

Radaev V. (2006a) Novye formy organizatsii uchebnogo protsessa (analiz opyta GU-VShE) [New Ways of Organizing Education (on the Example of the SU-HSE) ]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 254-275.

Radaev V.V. (2006b) Ekonomicheskaya sotsiologiya v Rossii: stanovlenie, institutsionalizatsiya i osnovnye napravleniya issledovaniy [Economic Sociology in Russia: Formation, Institutionalization and Main Directions of Research]. Ekonomicheskaya sotsiologiya: avtoportrety [Economic Sociology: Self-Portraits] (eds V.V. Radaev, M.S. Dobryakova), Moscow: HSE, pp. 379-413.

Radaev V.V. (2006c) Issledovatel'skie instituty: sostoyanie i problemy [Research Institutes: State and Problems]. Myslyashchaya Rossiya: Kartografii sovremennykh intellektual'nykh napravleniy [Thinking Russia: Cartography of Modern Intellectual Trends] (ed. V.A. Kurennoy), Moscow: Nasledie Evrazii, pp. 35-45.

Radaev V.V. (2005) Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic Sociology], Moscow: HSE.

Radaev V.V. (2001) Kak organizovat' i predstavit' issledovatel'skiy proekt: 75 prostykh pravil [How to Organize and Present a Research Project: 75 Simple Rules].Moscow: HSE, Infra-M.

Radaev V.V. (1997) Ekonomicheskaya sotsiologiya: kurs lektsiy [Economic Sociology: Course of Lectures]. Moscow: Aspekt-press.

Shkaratan O.I., Radaev V.V. (1996) Sotsial'naya stratifikatsiya [Social Stratification]. Moscow: Aspekt-press.

Опубликован
2022-10-10
Как цитировать
Рогозин, Дмитрий. 2022. «Личный выбор убедительнее коллективного». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (октябрь). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-250-262.
Выпуск
Раздел
Рецензии на книги