Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе

  • Виктор Филоненко ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
  • Ольга Мосиенко ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
  • Алексей Магранов ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Ключевые слова: студенческая молодежь, высшее учебное заведение, профессиональный выбор, мотивы выбора специальности

Аннотация

На основе данных авторского мониторингового межрегионального социологического исследования «Противоречия и парадоксы социализации студенческой молодежи в условиях транзитивности современного российского общества» (2016 г.) в сопоставлении с результатами подобных изысканий 2006 и 2011 гг. проводится анализ представлений студентов высших учебных заведений о профессиональном выборе. Установлено, что важнейшей профессиональной мотивацией современной студенческой молодежи является ориентация на профессию как на средство саморазвития, и такая мотивация способствует эффективности образовательной деятельности. С другой стороны, студенты плохо представляют себе ситуацию на рынке труда, спрос на специалистов в тех или иных сегментах рынка, что приводит к нарушению баланса в подготовке кадров, избыточности представителей престижных специальностей, нехватке специалистов в других секторах экономики и проблемам с трудоустройством выпускников. Выявлены значительные различия в оценке мотивации профессионального выбора между студентами и преподавателями. Эксперты-преподаватели недооценивают роль интереса студентов к той специальности, которую они получают, и переоценивают роль внешних факторов (влияние родителей, стремление получить высшее образование независимо от конкретной профессии и т. д.). Отличительной чертой современного студенчества в сравнении с учащимися 1990‑х годов является осознание взаимосвязи успехов в будущей профессии с эффективностью образовательной деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-03-25
Как цитировать
Филоненко, Виктор, Ольга Мосиенко, и Алексей Магранов. 2020. «Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 283-301. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-283-301.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования