Доступность массовых открытых онлайн-курсов по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  • Екатерина Косова Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
  • Милера Изетова Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, электронное обучение, МООК, математическое образование, дистанционные образовательные технологии, доступность веб-контента

Аннотация

В результате просмотра каталогов пяти ведущих платформ массовых открытых онлайн-курсов (МООК) с русскоязычным контентом обнаружены 56 МООК по математическим дисциплинам бакалавриата. Методом экспертного анализа по 70 признакам получены оценки доступности МООК для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Нарушений в трактовке гиперссылок, качестве звукового воспроизведения, визуализации в графических браузерах, адаптации к мобильным устройствам, контрастности и клавиатурном управлении в ходе анализа не зарегистрировано. В то же время установлено, что ни в одном из исследованных МООК нет возможности осуществлять пользовательскую настройку интерфейса, не реализована функция воспроизведения контента в текстовом браузере; 98% цифровых документов, 82% математического контента и 91% тестов некорректно воспроизводятся программами экранного доступа; 64% курсов не имеют субтитров, 66% — стенограмм, 52% — конспектов к видеоурокам; ни на одном из курсов нет интерпретации видео с помощью языка жестов; во всех МООК аудиоряда недостаточно для адекватного восприятия видеоуроков. Результаты свидетельствуют о низкой доступности русскоязычных МООК по математическим дисциплинам для лиц с ОВЗ, особенно с глубоким нарушением зрения и слепотой. Обнаруженные проблемы в доступе обусловлены технологическими ограничениями МООК-платформ, а также ошибками разработчиков. На основании полученных результатов сделан вывод о необходимости исправить существующие МООК в соответствии с Рекомендациями по доступности веб-контента WCAG 2.1; обеспечить соблюдение этих рекомендаций администраторами платформ, размещающими новые курсы; обучать авторов и разработчиков МООК методам создания доступного учебного контента; привлекать лиц с ОВЗ к бета-тестированию МООК.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-03-25
Как цитировать
Косова, Екатерина, и Милера Изетова. 2020. «Доступность массовых открытых онлайн-курсов по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 205-29. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-205-229.
Выпуск
Раздел
Практика