Преподавательницы Бестужевских женских курсов как феномен российской эмансипации второй половины XIX — начала ХХ в.

  • Наталья Пушкарева Институт этнологии и антропологии Российской академии наук
  • Ольга Секенова Институт этнологии и антропологии Российской академии наук
Ключевые слова: эмансипация, женщины-историки, Высшие женские курсы, правовое положение, гендерная история, история женской повседневности

Аннотация

В статье рассмотрен феномен женского «вторжения» в научно-преподавательскую сферу и особенности социально-правового статуса первых российских женщин-историков, ставших преподавательницами вуза во второй половине XIX — начале ХХ в. Изучение их стратегий самореализации позволило воссоздать те социальные механизмы, которыми пользовались женщины в своем стремлении достичь статуса квалифицированного научного работника и преподавателя в высшем учебном заведении. Анализируя нормативно-правовые акты, регулировавшие положение вузовских преподавателей в Российской империи, протоколы заседаний преподавательского состава Высших женских курсов в столице, неопубликованные мемуарные источники, авторы реконструируют истоки и механизмы преодоления гендерных стереотипов, небыстрый путь к допуску женщин-историков к преподаванию и освоению ими азов преподавательского мастерства, своеобразие женского стиля профессиональной деятельности на Высших женских курсах, правовые и социальные нормы, которые им пришлось изменить для обеспечения равного с коллегами-мужчинами преподавательского статуса. В статье впервые проводится анализ правоприменительной практики по трудоустройству преподавательниц историко-филологического отделения Высших (Бестужевских) женских курсов. Впервые представлены и экономические аспекты преподавательской деятельности женщин, формы их взаимодействия с руководством курсов и другими преподавателями историко-филологического отделения в целом.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-03-26
Как цитировать
Пушкарева, Наталья, и Ольга Секенова. 2020. «Преподавательницы Бестужевских женских курсов как феномен российской эмансипации второй половины XIX — начала ХХ в.». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 302-16. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-302-316.
Выпуск
Раздел
Из истории образования