Трансмедийный поворот в стратегиях обучения: нарративные практики на уроках литературы

  • Александр Архангельский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Анна Новикова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: трансмедийность, школьный литературный канон, педагогика творчества, деятельностный принцип, нарративный метод обучения

Аннотация

В статье сформулированы теоретические и методические подходы к использованию современных медиатехнологий в изучении школьных предметов гуманитарного цикла. Анализируя изменения механизмов формирования культурной памяти, связанные с медиатизацией широкого круга культурных практик, авторы предлагают знакомить школьников с литературой, опираясь на уже имеющиеся у них навыки современных сетевых коммуникаций. Это позволяет сбалансировать выполнение двух задач обучения — трансляции традиции и вовлечения в современность.
Трансмедийная стратегия обучения, разрабатываемая авторами статьи, позволяет реализовать при изучении предметов гуманитарного цикла принципы гуманистической педагогики. А нарративный метод, связанный с отечественными традициями обучения литературному творчеству, дает возможность применить результаты современных семиотических, нарратологических и медиаисследований для развития педагогических практик. При использовании нарративного метода литературный текст становится ядром трансмедийного проекта, по отношению к которому учитель и ученики оказываются в роли режиссеров, выстраивающих на основе чужого сценария собственное повествование с помощью различных медиаформатов. Работа над созданием медиаэкранизаций по мотивам литературной классики вовлекает учеников в процесс переосмысления целей и ценностей героев, развивает креативное и критическое мышление, позволяет лучше понимать исторические и бытовые контексты. Кроссплатформенность формирует смысловую и художественную «многослойность», погружает всех участников проектной работы — и учеников, и учителей — в общее пространство коммуникации, эстетического переживания и, при необходимости, взаимного обучения.
В качестве примеров использования предлагаемой стратегии авторы приводят образовательные проекты, в разработке которых они принимали непосредственное участие: от авторского учебника по литературе до мультимедийных проектов, в частности по роману «Обломов» для «Живых страниц», по произведениям Л. Н. Толстого в рамках «Толстой. Digital».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-06-28
Как цитировать
Архангельский, Александр, и Анна Новикова. 2021. «Трансмедийный поворот в стратегиях обучения: нарративные практики на уроках литературы». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 63-81. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-63-81.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования