Условия для поддержки диалектического мышления и понимания эмоций в детском саду

  • Анастасия Белолуцкая Московский городской педагогический университет
  • Татьяна Ле-ван Московский городской педагогический университет
  • Сергей Зададаев Финансовый университет при Правительстве РФ
  • Ольга Шиян Московский городской педагогический университет
  • Игорь Шиян Московский городской педагогический университет
Ключевые слова: дошкольное образование, диалектическое мышление, понимание эмоций, оценка качества образовательной среды, ECERS‑3

Аннотация

Исследуется взаимосвязь условий, которые в ходе образовательного процесса в детском саду создает педагог для развития у детей диалектического мышления и способности понимать эмоции. Описаны созданные сотрудниками лаборатории развития ребенка МГПУ инструменты оценки тех характеристик образовательной среды дошкольной группы, которые связаны с поддержкой диалектического мышления детей и их способности понимать эмоции. Шкалы разработаны на основе принципов, заложенных в международный инструмент ECERS‑3. Представлены результаты апробации инструментария, в ходе которой использованы метод контрастных групп, проверка согласованности экспертных оценок, оценка внутренней согласованности (альфа Кронбаха).
С помощью апробированных инструментов затем проверялась гипотеза, что те педагоги дошкольного образования, которые создают условия для понимания детьми эмоций, значимо чаще организуют и среду для развития диалектического мышления. Выборку составила 31 дошкольная группа из 23 образовательных организаций, относящихся к 9 административным округам Москвы. В ней представлены группы как с низким, так и с высоким качеством образовательной среды. Методом корреляционного анализа показана значимая устойчивая взаимосвязь детсадовских условий, необходимых для формирования способности понимать эмоции и для развития диалектического мышления у детей. Полученные данные позволяют рекомендовать разработанный инструментарий для внедрения в систему оценки качества образовательной среды детских садов и могут послужить основанием для переосмысления педагогической практики эмоционального и когнитивного развития детей таким образом, чтобы она приобрела более целостный характер, системно учитывающий психологические особенности дошкольного детства.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-09-21
Как цитировать
Белолуцкая, Анастасия, Ле-ванТатьяна, Сергей Зададаев, Ольга Шиян, и Игорь Шиян. 2021. «Условия для поддержки диалектического мышления и понимания эмоций в детском саду». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 237-59. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-237-259.
Выпуск
Раздел
Практика