Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом

  • Мария Новикова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Артур Реан Московский педагогический государственный университет
  • Иван Коновалов Московский педагогический государственный университет
Ключевые слова: школьный климат, школьный буллинг, распространенность буллинга в РФ, оценка буллинга, оценка школьного климата

Аннотация

В статье описан процесс создания инструментов диагностики школьного буллинга и оценки климата образовательной организации, а также результаты их апробации на выборке из 871 учащегося средней и старшей школы одного из мегаполисов РФ. Показано, что распространенность буллинга зависит от типа агрессивного поведения и частоты вовлекаемости и варьирует от 4% (вовлеченность в роли жертвы или агрессора в физическую травлю) до 45% (вовлеченность в словесную травлю в качестве свидетеля). Чаще всего ученики являются свидетелями травли: от 29% (эпизодические свидетели кибертравли) до 39% (свидетели социального буллинга), но число жертв и агрессоров немногим меньше: в среднем 28% школьников 1–2 раза в месяц становятся инициаторами травли, 33% — жертвами. Девочки в большей степени склонны к периодической травле, мальчики — к частой. Наибольшую часть группы риска составляют ученики средней школы (7‑е и 8‑е классы). Рассматриваются четыре измерения школьного климата, каждое из которых значимо отрицательно связано с вовлеченностью в травлю (вне зависимости от типа буллинга и роли, в которой выступает респондент).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-09-21
Как цитировать
Новикова, Мария, Артур Реан, и Иван Коновалов. 2021. «Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 62-90. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-62-90.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования