Профессиональное образование в моногородах: производство мобильности

  • Наталья Веселкова Уральский федеральный университет
  • Михаил Вандышев Уральский федеральный университет
  • Елена Прямикова Уральский государственный педагогический университет
Ключевые слова: профессиональное образование, мобильность, моногород, целевое обучение, дуальное образование, модельная биография, культурно-жизненный сценарий

Аннотация

Задача статьи — проследить взаимосвязь образования, производства и мобильности молодежи в пространстве моногорода. Эмпирической основой исследования является информация, собранная в ходе социологического исследования в четырех моногородских поселениях Уральского региона: Краснотурьинске, Первоуральске, Ревде (Свердловская область) и Далматове (Курганская область). 
Показано, что образование может работать «против» территории, поскольку культурный и символический капиталы, полученные молодыми людьми в стенах школы, а иногда и колледжа, позволяют им мигрироватьза пределы родного поселения и учиться в более крупных городах. Таким образом, чем более качественное образование получают молодые люди, тем больше шансов, что они уедут из моногорода. В то же время наличие в городе образовательных учреждений обеспечивает жителям перспективы как личного развития, так и совершенствования городского пространства. Выходом из такого, казалось бы, неразрешимого противоречия может стать политика привлечения жителей, что возможно при наличии развернутого рынка труда, благоприятных условий социальной инфраструктуры. Планирование взаимодействия бизнеса, образования и городской власти должно быть частью стратегии развития города, а не только результатом решений тех или иных министерств.
Рассмотрен вариант культурно-жизненного сценария на примере одной из информанток, у которой полученное образование усилило желание остаться жить в небольшом городе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-09-21
Как цитировать
Веселкова, Наталья, Михаил Вандышев, и Елена Прямикова. 2021. «Профессиональное образование в моногородах: производство мобильности». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 8-32. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-8-32.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования