Франсуа де ла Мот ле Вэйе и его трактат «О воспитании монсеньора дофина»: концепция «золотой середины» и общественного блага

  • Алексей Любжин НИУ «Московский физико-технический институт»; Университет Дмитрия Пожарского
Ключевые слова: воспитание наследника престола, свободные искусства, механические искусства, Ле Вэйе, Людовик XIV

Аннотация

В статье рассматривается структура и содержание трактата Франсуа де ла Мота Ле Вэйе «О воспитании монсеньора дофина». Автор описывает четыре столпа государства — религию, правосудие, финансы и военную силу, анализирует, в какой мере будущему королю Франции следует знакомиться со свободными и механическими искусствами. Большую часть из них он не рекомендует для подробного изучения, делая исключение прежде всего для риторики. Он добавляет три важных предмета — географию, мораль и физику. В архитектуре, живописи и поэзии государю лучше быть квалифицированным ценителем, чем творцом. С достаточной подробностью Ле Вэйе описывает нужные для дофина физические занятия (рекомендуются плавание, танцы, владение оружием, не рекомендуется бег); рассматриваются игры и способы развлечения. Значительная часть отведена доказательству вредоносности астрологии, химии и магии. Основные принципы, на которые опирается Ле Вэйе, — «золотая середина» и использование в качестве основы общего образования, элементы которого анализируются по отдельности на предмет пригодности для воспитания дофина.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-12-13
Как цитировать
Любжин, Алексей. 2021. «Франсуа де ла Мот ле Вэйе и его трактат «О воспитании монсеньора дофина»: концепция „золотой середины“ и общественного блага». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 311-32. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-311-332.
Выпуск
Раздел
Из истории образования