О современных тенденциях в подготовке школьников к математическим олимпиадам

  • Назар Агаханов Московский физико-технический институт
  • Ольга Марчукова Тюменский областной государственный институт развития регионального образования
  • Олег Подлипский Московский физико-технический институт
Ключевые слова: математические олимпиады, дидактическое знание, подготовка школьников к математическим олимпиадам, методы решения олимпиадных задач, методическая подготовка педагога

Аннотация

В статье прослеживается путь развития отечественной образовательной практики в подготовке школьников к математическим олимпиадам со второй половины XX в. до настоящего времени. Эволюция олимпиадной подготовки показана в контекстах социокультурных трансформаций и изменений дидактического знания эпохи постиндустриализма. Ретроспективный анализ значительного массива эмпирических данных (организационные схемы и содержание всесоюзных и всероссийских олимпиад школьников по математике 1974–2021 гг., Международной математической олимпиады 1994–2021 гг.) выявил тенденции в развитии олимпиадного движения по математике, в частности изменения инфраструктуры системы математических олимпиад, целей и содержания олимпиадных задач, культуры создания олимпиадных задач, ценностно-смысловой ориентации математических олимпиад. 
Анализ изменений позволил обосновать недостаточность широко распространенной как в российском, так и в международном опыте когнитивно-репродуктивной технологии подготовки школьников, в основе которой лежат тематический принцип отбора содержания заданий и трансляция образцов их решения. Авторы показывают несоответствие такой технологии целям современных математических соревнований. 
Сегодня актуальным является выявление потенциала математического творчества в решении задач полидисциплинарных сфер профессиональной деятельности. Цель подготовки к современным олимпиадам авторы видят не только в овладении школьниками совокупностью методов решения олимпиадных задач, но и в формировании у них навыков выявления логической структуры задачи, на основании которой выбирается метод решения. Тезис о возможности систематизации олимпиадных задач по логической структуре их решений подкрепляется соответствующей классификацией методов решения олимпиадных задач.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-12-13
Как цитировать
Агаханов, Назар, Ольга Марчукова, и Олег Подлипский. 2021. «О современных тенденциях в подготовке школьников к математическим олимпиадам». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 266-84. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-266-284.
Выпуск
Раздел
Практика