Стратегии и тактики адаптации ученых в условиях перехода к предпринимательскому университету

  • Лидия Ятлук Отдел методологии обучения и развития «Модум Лаб»
Ключевые слова: предпринимательский университет, коммерциализация университетской науки, академическое предпринимательство, научно-технологическая политика, инновационная политика, метисы

Аннотация

С 1980‑х годов в мире происходит переход к новой форме университета. Открытый, тесно связанный с государством и бизнесом, перенимающий рыночную логику принятия решений, он становится предпринимательским. В России изменения идут с некоторым запозданием, но сейчас в российских вузах можно найти все те же формы новой деятельности: патентование интеллектуальной собственности, создание инкубаторов и технопарков, открытие фирм. Формально университеты уже стали предпринимательскими, но все еще остаются традиционно зарегулированными организациями. К характерным для западных университетов столкновениям традиционной академической логики с новой рыночной добавляются конфликты с логикой бюрократической.
С целью выяснить, каким образом меняются повседневные практики ученых, стратегии их работы в условиях перехода к предпринимательскому университету, проведено исследование на материале 30 глубинных интервью с исследователями в области виртуальной и дополненной реальности из университетов и 5 экспертных интервью с представителями других акторов рынка. Обращаясь к понятию метиса у Д. Скотта, автор описывает наиболее распространенные случаи возникновения противоречий между разными логиками: поиск и распределение финансирования лаборатории, выбор тем и направлений разработки, открытие новых учебных программ и определение статуса подразделений. Дополняя теоретическую рамку концепцией аномии Р. Мертона, автор показывает варианты выстраивания стратегий и возможные причины выбора того или иного способа действий. В рассмотренных лабораториях наиболее ярко проявились стратегии инновации и мятежа, слабо выражены и смешиваются между собой конформизм, бегство и ритуализм. При этом вне зависимости от сделанного выбора у исследователей остается достаточно свободы и изобретательности, чтобы частично или полностью избежать влияния одной из логик.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-12-14
Как цитировать
Ятлук, Лидия. 2020. «Стратегии и тактики адаптации ученых в условиях перехода к предпринимательскому университету». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 165-92. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-4-165-192.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования