Профессиональное развитие учителей в Российской Федерации и Республике Казахстан. По результатам исследования TALIS‑2018

  • Елена Чернобай Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Диляра Ташибаева АОО «Назарбаев — интеллектуальные школы»
Ключевые слова: школа, профессиональное развитие, учитель, наставничество, молодой учитель, введение в профессию, профессиональные потребности, препятствия для профессионального развития, TALIS

Аннотация

На основании результатов международного исследования учительского и директорского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS‑2018 (Teaching and Learning International Survey) проведен сравнительный анализ систем профессионального развития учителей в Российской Федерации и Республике Казахстан, в частности практик профессиональной поддержки молодых и вновь пришедших на работу в школу учителей, механизмов профессионального развития педагогов, их профессиональных потребностей, а также барьеров, препятствующих профессиональному развитию учителей. В TALIS‑2018 участвовали более 4 тыс. учителей из 230 общеобразовательных организаций Российской Федерации и более 6 тыс. учителей из 331 организации среднего образования Республики Казахстан. Для отбора респондентов была использована двухступенчатая вероятностная (случайная) выборка, которая позволяет экстраполировать результаты опроса на всю популяцию школ и педагогов каждой из стран — участниц TALIS.
Установлено, что ни в России, ни в Казахстане не осуществляется мониторинг и оценка механизмов поддержки молодых и вновь входящих в профессию учителей, а завершение программ введения в профессию или наставничества не является обязательным условием для прохождения учителем аттестации. Актуальным направлением совершенствования системы профессионального развития учителей является разработка механизмов, позволяющих обеспечить соответствие программ профессионального развития потребностям каждого учителя, с этой целью и в России, и в Казахстане вводятся ваучеры для самостоятельного выбора учителем образовательных программ.
Авторы приходят к выводу, что потребности профессионального развития и барьеры на пути их удовлетворения у учителей в России и Казахстане схожи. Эти потребности важно рассматривать в системной связке с работой над обновлением образовательных стандартов, содержания образования, особенно в отношении таких перспективных тем, как критическое и креативное мышление, использование цифровых технологий в обучении. Особое внимание следует уделить развитию у педагогов навыков работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-12-14
Как цитировать
Чернобай, Елена, и Диляра Ташибаева. 2020. «Профессиональное развитие учителей в Российской Федерации и Республике Казахстан. По результатам исследования TALIS‑2018». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 141-64. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-4-141-164.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования