Что может предложить новая методология оценки мышления школьников современному образованию

  • Ирина Угланова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Ирина Погожина Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Ключевые слова: критическое мышление, логическое мышление, диагностика, Пиаже, автоматическая обработка результатов, психометрика, задания сценарного типа, скрытое оценивание

Аннотация

Для реализации педагогического принципа доступности и посильности обучения и воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности развития логического мышления учеников. Для его объективной и быстрой оценки необходимы инструменты диагностики. Сегодня наиболее полную оценку содержания логического мышления по Пиаже можно получить, используя метод клинической беседы. Однако данный способ диагностики крайне ресурсозатратен и не подходит для масштабного тестирования. Обзор литературы показал, что существующие стандартизированные методы диагностики требуют привлечения большого числа квалифицированных экспертов для проверки результатов и подготовки обратной связи для учителей, методистов, психологов-практиков и исследователей.
В статье описаны методологические принципы разработки инструмента, предназначенного для оценки уровней развития логического мышления. Такой инструмент позволит автоматически обрабатывать получаемые результаты без потери специфики их содержания, что в итоге упростит и ускорит процедуру диагностики. Реализация этих принципов рассматривается на примере компьютеризированных заданий сценарного типа с фокусом на решении и на процессе работы (computerized performance-based assessment) в формате скрытого оценивания (stealth assessment) для учеников 5‑го и 7‑го класса.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-12-13
Как цитировать
Угланова, Ирина, и Ирина Погожина. 2021. «Что может предложить новая методология оценки мышления школьников современному образованию». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 8-34. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-8-34.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)