Сельская школа: между Сциллой безотрывности и Харибдой избыточности

  • Елена Вознесенская Институт социологии РАН
Ключевые слова: сельская школа, образовательная политика, образование, сельская молодежь, отторжение сельского труда, реструктуризация

Аннотация

В статье в исторической ретроспективе рассматривается один из  ключевых конфликтов в  развитии сельского образования, который заключается в том, что распространение образования в сельской среде сопровождается отторжением молодежью сельского труда и ростом в ее среде «прогородских» ориентаций и практик. Как в  Российской империи конца XIX  в., так и  в  Советском Союзе и постсоветской России предпринимались усилия, направленные на удержание сельского населения по месту его жительства, на обеспечение «безотрывности» сельской молодежи от сельскохозяйственной деятельности (в  терминах экспертного дискурса конца XIX в.). В кругах, определяющих образовательную политику в  Российской империи, причина отторжения молодежи от сельского труда виделась в избыточности школьного образования относительно реальных потребностей сельского хозяйства. Избыточность, как правило, преодолевалась за счет снижения достигнутого уровня и объемов общего школьного образования в  пользу сельскохозяйственного обучения. Отголоски той же политики в иной трактовке характерны и  для советского, и для постсоветского периодов. Ключевой конфликт сельского образования не  находит конструктивного решения и по сей день. Рассчитывать на преодоление этого противоречия можно лишь в контексте формирующихся новых условий существования сельского универсума (АПК, дистанционное образование).


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2018-03-26
Как цитировать
Вознесенская, Елена. 2018. «Сельская школа: между Сциллой безотрывности и Харибдой избыточности». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 266-86. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-266-286.
Выпуск
Раздел
Размышления о ...