Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA

  • Александр Пентин Институт стратегии развития образования Российской академии образования
  • Галина Ковалева Институт стратегии развития образования Российской академии образования
  • Елена Давыдова Институт стратегии развития образования Российской академии образования
  • Елена Смирнова Институт стратегии развития образования Российской академии образования
Ключевые слова: естественнонаучное образование, PISA, TIMSS, международные сравнительные исследования качества образования, учебные достижения, естественнонаучная грамотность

Аннотация

В статье рассматриваются особенности естественнонаучного образования в  российской школе, как они проявились в международных исследованиях: снижение достижений учащихся по естествознанию при переходе из  начальной в  основную школу и  резкое различие результатов учащихся 8–9‑х  классов в TIMSS и PISA. Выводы работы основываются как на  анализе данных, полученных в  рамках этих исследований (результатов выполнения тестов, опросов участников, содержания заданий), так и на характеристиках федеральных образовательных стандартов и программ в части, относящейся к естественнонаучному образованию. Выявлены факторы, влияющие на  подготовку российских учащихся по естествознанию в начальной, основной и старшей школе. Так, высокие результаты четвероклассников в  исследовании TIMSS в значительной степени связаны с активностью учащихся в  приобретении естественнонаучных знаний вне школы. Резкая разница между результатами учащихся 8–9‑х классов в исследованиях TIMSS и PISA объясняется, с  одной стороны, близким соответствием российских программ естественнонаучных предметов концепции TIMSS, а  с  другой — их значи- тельным расхождением с концепцией PISA, поскольку российские программы мало ориентированы на  формирование естественнонаучной грамотности учащихся. В  качестве одного из факторов, объясняющих снижение результатов одиннадцатиклассников в  TIMSS-Advanced 2015 по  профильной физике в сравнении с предыдущими циклами рассматривается увеличение в тесте доли заданий по физике атома и  атомного ядра, которые оказались более трудными для учащихся. Судя по  результатам исследований TIMSS, PISA и TIMSS-Advanced, прошедших в 2015 г., изучение естественнонаучных предметов в  российской школе больше ориентировано на приобретение и  демонстрацию знаний, чем на их применение, а также освоение практик, характерных для естественных наук: постановки научных вопросов, планирования исследования, интерпретации данных, построения научных доказательств. Новизна работы состоит в том, что в  ней впервые объединены в  общую картину данные международных сравнительных исследований по качеству естественнонаучного образования в российской школе для всех уровней общего образования.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2018-03-21
Как цитировать
Пентин, Александр, Галина Ковалева, Елена Давыдова, и Елена Смирнова. 2018. «Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 79-109. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-79-109 .
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования