Гуманитарные предметы в школе как средство национальной политики. На примере Республики Татарстан

  • Мария Румянцева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: образовательная политика, гражданская идентичность, гуманитарные дисциплины в школе, идеология в гуманитарных науках, национальная политика СССР, национальная политика РФ, мультикультурализм, политика «коренизации»

Аннотация

Анализируется преподавание гуманитарных дисциплин в школах Республики Татарстан с точки зрения такой их функции, как сохранение и  поддержка гражданской идентичности. Исследуются практики преподавания и содержание учебных дисциплин с  целью выяснить, способствуют  ли педагогические средства, направленные на  формирование региональной идентичности, выработке общегражданской идентичности или, напротив, они ориентированы на  создание такого представления о  регионе, которое дистанцирует его от  общероссийского контекста. Использованы включенное наблюдение, глубинные интервью с администрацией школ и с преподавателями гуманитарных дисциплин, а также контент-анализ учебников по  истории Татарстана. В  результате проведенного исследования зафиксирован разрыв между региональной политикой и реальными преподавательскими практиками. Образовательная политика региона в части преподавания гуманитарных дисциплин нацелена на  решение задач национальной политики, в том числе на формирование этнической идентичности учеников, а в реальной практике преподавания этих дисциплин акцент делается на  смягчении национальных различий и  противоречий, прежде всего посредством включения истории региона в историю страны и  нивелирования значимости этнической принадлежности учеников.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2018-03-21
Как цитировать
Румянцева, Мария. 2018. «Гуманитарные предметы в школе как средство национальной политики. На примере Республики Татарстан». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 38-57. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-38-57.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования