Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России: опыт эмпирического анализа в региональном контексте

  • Анна Духон Московское отделение общероссийской общественной организации «Российская ассоциация статистиков»
  • Кирилл Зиньковский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Ольга Образцова МГУ имени М. В. Ломоносова
  • Александр Чепуренко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: инновационный бизнес, рутинный бизнес, малые предприятия, микропредприятия, дополнительное профессиональное образование специалистов, очные программы бизнес-образования, заочные программы бизнес-образования, многомерные статистические методы, межрегиональные сопоставления

Аннотация

В статье представлены результаты исследования вовлеченности россиян в программы дополнительного профессионального и предпринимательского образования, а также исследование влияния вовлеченности на уровень развития малого бизнеса в социально-экономическом контексте субъектов РФ.  Логика исследования выстроена от межрегиональных сопоставлений численности обучающихся по программам дополнительного профессионального и бизнес-образования различной продолжительности к анализу зависимостей между востребованностью тех или иных типов  программ и развитием различных сегментов предпринимательского подсектора в конкретных социально-экономических условиях региона, а затем к исследованию бизнес-образования как фактора развития конкретных форм малого предпринимательства в определенных контекстуальных условиях.

В исследовании протестированы гипотезы о зависимости вовлеченности россиян в бизнес-образование от регионального контекста и о влиянии различных форм предпринимательского образования на развитие разных типов предпринимательства. На основании эмпирических данных для трех типов регионального социально-экономического контекста установлена значимая связь между вовлеченностью населения в обучение по программам дополнительного профессионального и бизнес-образования и уровнем развития малого бизнеса, микробизнеса и индивидуального предпринимательства (для его рутинной и инновационной форм). При этом три кластера региональных единиц, однородных по социально-экономическому контексту, были определены на основе многомерной типологии.

Полученные результаты позволяют оценить роль национальной образовательной системы в активизации предпринимательской деятельности населения на основе сопоставимой с международными стандартами, достоверной и актуальной статистической информации, а также оценить эффективность программ и стратегий в области развития предпринимательского образования в стране в различных региональных контекстах. В статье предложены рекомендации относительно выбора форм предпринимательского образования для разных уровней образовательной системы страны.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2018-07-09
Как цитировать
Духон, Анна, Кирилл Зиньковский, Ольга Образцова, и Александр Чепуренко. 2018. «Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России: опыт эмпирического анализа в региональном контексте». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июль), 139-72. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-2-139-172.
Выпуск
Раздел
Российская система образования на пороге нового этапа развития