Детские площадки как пространства интеграции мигрантов

  • Анна Рочева Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
  • Евгений Варшавер Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
  • Наталия Иванова Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Ключевые слова: детские площадки, интеграция мигрантов, общественные пространства, межэтнические контакты, теория контакта

Аннотация

Детские площадки — это один из видов общественных пространств, которые предполагают максимально открытый доступ и потому обширные возможности для межэтнического контакта. Такой контакт может способствовать социальной интеграции мигрантов, т. е. преодолению стереотипных представлений мигрантов и немигрантов друг о друге и формированию между ними социальных связей, а может, напротив, порождать конфликты и усиливать негативные стереотипы. Существующая литература не позволяет дать однозначного ответа на вопрос о роли общественных пространств, и в частности детских площадок, в интеграции мигрантов, поскольку результаты проведенных исследований противоречивы. Посвященных этой теме работ, выполненных на российском материале, обнаружить не удалось. В статье представлены результаты исследования, проведенного качественными методами (серия наблюдений и интервью) на детских площадках двух московских спальных районов (Капотня и Кунцево) в 2014–2015 гг. В фокусе внимания были родители, сопровождающие своих детей на детских площадках. На основании полученных данных авторы приходят к выводу, что детские площадки способствуют интеграции внутренних мигрантов из числа этнического большинства, но не этнического меньшинства. Интеграция последних особенно затруднена, если они слабо или неуверенно владеют русским языком и носят хиджаб. В результате на детских площадках формируются два отдельных социальных круга: «этническое большинство» и «этническое меньшинство», контакты между которыми если и бывают, то скорее конфликтного характера. Присутствие в одном пространстве при отсутствии общения провоцирует представителей этих сообществ на создание негативных интерпретаций поведения друг друга.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-06-28
Как цитировать
Рочева, Анна, Евгений Варшавер, и Наталия Иванова. 2017. «Детские площадки как пространства интеграции мигрантов». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 167-84. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-167-184.
Выпуск
Раздел
По материалам международного симпозиума "Л.С. Выготский и современное детство"