Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда

  • Евгения Шмелева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Татьяна Семенова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: высшее образование, учебная мотивация, списывание, академическое мошенничество, плагиат, теория самодетерминации

Аннотация

Академическое мошенничество студентов часто связывают с низким уровнем учебной мотивации, что подтверждается рядом зарубежных и отечественных исследований. Однако роль учебной мотивации может быть переоценена, поскольку в таких исследованиях, как правило, не контролируются характеристики образовательной среды — поведение преподавателей и одногруппников. Проведено исследование с опорой на теоретическую рамку Э.Андермана и Т.Мердок при выделении факторов академического мошенничества и на теорию самодетерминации Э. Диси и Р. Райана для измерения учебной мотивации. На основе лонгитюдных данных о студентах четырех российских вузов — участников Проекта «5–100» (N= 914) оценивается вклад учебной мотивации в объяснение частоты списывания и обращения к плагиату при контроле характеристик образовательной среды. Результаты регрессионного анализа показывают, что, если учитывать вероятность последствий от академического мошенничества и нечестность одногруппников, учебная мотивация перестает играть значимую роль как предиктор академического мошенничества. Основным предиктором и плагиата, и списывания выступает представление о честности среды — о том, насколько распространены эти практики среди одногруппников. В отличие от списывания, плагиат не зависит от вероятности наказания со стороны преподавателей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-09-16
Как цитировать
Шмелева, Евгения, и Татьяна Семенова. 2019. «Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация Vs образовательная среда». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 101-29. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-101-129 .
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)