Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России

  • Людмила Клименко Южный федеральный университет
  • Оксана Посухова Южный федеральный университет
Ключевые слова: престиж профессии, школьные учителя, профессиональная идентичность, структура идентификации, прекариатизация труда, мегаполис

Аннотация

Представлены результаты опроса учителей общеобразовательных школ российских мегаполисов (Москвы, Ростова-на-Дону и Казани), проведенного в 2017 г. с целью изучения восприятия педагогами своего социального и экономического положения, оценки степени прекариатизации их труда. На основании оценки их профессиональной идентичности по выделенным типологическим критериям (престиж труда, место профессиональной идентичности в общей структуре идентификации, трудовая мотивация, профессиональные ценности, удовлетворенность работой, карьерные ориентации) сделан вывод о преобладании среди учителей псевдопозитивной идентичности с элементами диффузии. Московские педагоги, при том, что качество жизни и престиж своего труда они оценивают выше, чем ростовские и казанские, отличаются более высокой степенью неудовлетворенности содержанием и результатами профессиональной деятельности. Полиэтнический состав населения города не является значимым фактором в формировании идентичности опрашиваемых педагогов. Сложившаяся модель профессиональной идентичности учительского сообщества характеризуется корпоративной лояльностью (вознаграждаемой корпоративным патернализмом), социально ориентированной мотивацией, низким уровнем социально-экономической адаптации (особенно для нестоличных педагогов). Избыточная административная нагрузка на учительский корпус, высокие социальные требования к результатам работы педагогов и прекариатизация учительского труда создают риски для поддержания позитивной профессиональной идентичности педагогов и снижают реформаторский потенциал школы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2018-09-19
Как цитировать
Клименко, Людмила, и Оксана Посухова. 2018. «Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 36-67. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-36-67.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования