Нужны ли изменения в школьных учебниках по обществознанию: по результатам всероссийского опроса учителей

  • Елена Чернобай Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Дарья Тучкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: школа, учитель, учебник, метапредметные образовательные результаты, учебный процесс, методический аппарат учебника, система учебных заданий, новые образовательные результаты

Аннотация

В связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования изменились ожидаемые образовательные результаты. Для их достижения требуются новые организационные формы, методы и средства обучения школьников, при этом с необходимостью изменяются функции традиционных средств обучения, в частности школьных учебников. Формируются новые механизмы взаимосвязей учебника с другими компонентами образовательной среды, он превращается из «транслятора готовых знаний» в «навигатор по самостоятельной учебной деятельности». В этих условиях важно оценить отношение учителей к используемым учебникам, их восприятие меняющейся роли учебников в образовательном процессе, их удовлетворенность содержанием учебников, а именно методическим аппаратом и его возможностями в достижении новых образовательных результатов.

В статье представлены результаты исследования, целью которого было оценить восприятие учителями системы учебных заданий в широко используемых учебниках обществознания: в линейках учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова; А. Ф. Никитина и Т. И. Никитиной; Г. А. Бордовского; Е.С.Корольковой. Опрос проходил в Московской области, Воронеже, Тамбове, Брянске, Твери, Смоленске, Омске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде и Саранске. Интервью включало 6 тематических блоков: анализ профиля целевой аудитории, степень использования разных учебников учителями, роль учебника в учебном процессе, влияние учебника обществознания на формирование новых образовательных результатов (ключевых компетенций XXI в.), оценка учителями методических пособий к учебникам и оснащенность школ учебно-методическими комплексами по обществознанию.

В данной статье анализируются результаты только одного тематического блока анкеты: влияние методического аппарата учебников обществознания на создание условий для достижения школьниками метапредметных образовательных результатов. Сформулированы рекомендации по совершенствованию методического аппарата учебника обществознания.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-09-16
Как цитировать
Чернобай, Елена, и Дарья Тучкова. 2019. «Нужны ли изменения в школьных учебниках по обществознанию: по результатам всероссийского опроса учителей». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 238-56. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-238-256 .
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования