Ресурсы в образовании: насыщение или пресыщение?

  • Марк Агранович Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС
Ключевые слова: внешние эффекты, оценивание образовательных систем, индикаторы образования, показатели результатов для конечного потребителя

Аннотация

В статье рассматриваются методические вопросы оценивания образовательных систем. При сопоставительном анализе национальных и региональных образовательных систем такая оценка является важной составляющей информационного обеспечения разработки образовательной политики и ее реализации через программы развития образования. Показано, что современные способы и методы оценивания образовательных систем основаны на внутрисистемных индикаторах, а не на показателях результатов для конечного потребителя, не на внешних по отношению к системе эффектах. Использование именно такого подхода имеет определенные объективные основания. Однако возникает вопрос: насколько полученные оценки отражают результаты образования для конечного пользователя — человека, общества, экономики? На основе данных международной образовательной статистики по странам ОЭСР с использованием методов статистического анализа рассматриваются связи между индикаторами образования, характеризующими уровень учебных достижений, доступность образования, объем и качество вовлеченных в образование ресурсов, с одной стороны, и показателями внешних эффектов образования для человека, общества и экономики — с другой. Показано, что в тех случаях, когда эти связи наблюдаются, они носят негладкий характер. Связь между индикаторами образования и показателями внешних эффектов в подавляющем большинстве случаев прослеживается до определенного уровня значений индикаторов, после которого она не наблюдается. Прекращение роста показателей конечных результатов, начиная с некоторого значения объема вложенных ресурсов, уровня образования населения и других индикаторов образования, можно назвать эффектом пресыщения. На основании проведенного анализа сформулированы выводы об ограничениях и условиях использования индикаторов образования для оценки образовательных систем.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-12-12
Как цитировать
Агранович, Марк. 2019. «Ресурсы в образовании: насыщение или пресыщение?». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 254-75. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-254-275.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования