Типологизация первокурсников Москвы: кто поступает в столичные вузы?

  • Дмитрий Попов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Юлия Тюменева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Юлия Кузьмина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: ЕГЭ, кластерный анализ, высшее образование, образовательные траектории, первокурсники, выбор специальности, адаптация в вузе, трудности в обучении, образовательные ресурсы, материальные ресурсы

Аннотация

Попов Дмитрий Сергеевич — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: dmitry_popov@sociolog.net 

Тюменева Юлия Алексеевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: jutu@yandex.ru 

Кузьмина Юлия Владимировна — аналитик Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: papushka@mail.ru 

На основании материалов обширного обследования первокурсников анализируются особенности адаптации студентов к обучению в вузе. С помощью двухшагового кластерного анализа выделены семь качественно разнородных групп студентов вузов Москвы. Проанализированы специфические для каждой группы трудности в обучении, а также различия между студентами разных групп в оценке социальной жизни в вузе, особенности жизненных и образовательных целей.

Установлено, что основная дифференциация студентов по группам на старте обучения происходит по семейным характеристикам и параметрам выбора специальности. Эти характеристики задают разное отношение к учебе и пребыванию в вузе в начале получения высшего образования. Параметры школьной успешности являются менее важными для дифференциации групп студентов. Выявлено, что наиболее значимые различия в группах существуют в оценке уверенности в будущей карьере и общей оценке опыта обучения в вузе. Выделены виды учебной работы в вузе, которые вызывают у представителей разных кластеров наибольшие трудности. Определены различия между кластерами в оценке первокурсниками своего выбора специальности обучения.

Представлено детальное описание каждого из полученных кластеров. Обозначены перспективы использования кластеризации. На примере нескольких выделенных групп студентов даны рекомендации по созданию программ, направленных на компенсацию специфических дефицитов и удовлетворение потребностей студентов. Отмечается, что результаты кластерного анализа позволят в дальнейшем проанализировать образовательные траектории студентов разных кластеров.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-17
Как цитировать
Попов, Дмитрий, Юлия Тюменева, и Юлия Кузьмина. 2013. «Типологизация первокурсников Москвы: кто поступает в столичные вузы?». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (октябрь), 205-31. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-1-205-231.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования