Заочное высшее профессиональное образование в России: общая характеристика (2005–2011 гг.)

  • Ольга Озерова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Варвара Кобыща Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, заочная форма обучения, численность студентов, прием студентов, выпуск специалистов, государственные и муниципальные образовательные учреждения ВПО, негосударственные образовательные учреждения ВПО, половозрастной состав

Аннотация

Материал подготовлен по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ 

Озерова Ольга Кузьминична
— заведующая отделом статистики образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Эл. адрес: oozerova@hse.ru
Адрес: Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20.

Кобыща Варвара — студентка магистратуры НИУ ВШЭ. Эл. адрес: ko.varvara@gmail.com
Адрес: Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20.

Охарактеризована общая ситуация в сфере российского заочного высшего профессионального образования. Продемонстрировано изменение численности заочных студентов высших учебных заведений. На основании анализа показателей приема в вузы прогнозируется сохранение установившейся с 2010 г. тенденции к сокращению численности студентов-заочников. Показано, что изменения, происходящие в заочной форме обучения, в целом соответствуют общей для всех форм обучения тенденции к снижению показателей приема. При этом обращается внимание на то, что прием заочных студентов начал сокращаться только в последние годы, до этого времени он рос, несмотря на уменьшение приема на очную форму обучения и общей численности принятых студентов. Показатели приема заочных студентов сопоставлены с показателями выпуска. Выявлено стабильное увеличение выпуска специалистов заочной формы обучения.

Прослежена зависимость изменения объема заочного обучения от сдвигов в структуре коммерческого высшего профессионального образования. Предполагается, что уменьшению численности заочных студентов к 2010/2011 учебному году, помимо общего снижения численности студентов всех форм обучения, способствовала ликвидация коммерческих учебных заведений, не прошедших процедуру лицензирования, в результате чего сократилось количество мест заочной формы обучения.

Установлено, что новые форматы высшего образования (бакалавриат и магистратура) на данном этапе слабо сочетаются с заочной формой обучения, особенно в государственном и муниципальном секторе. Выделены группы специальностей и направлений подготовки в соответствии со степенью представленности в них студентов заочной формы относительно общей численности студентов. Описаны половозрастные характеристики студентов-заочников. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-01
Как цитировать
Озерова, Ольга, и Варвара Кобыща. 2013. «Заочное высшее профессиональное образование в России: общая характеристика (2005–2011 гг.)». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (ноябрь), 246-56. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-1-246-256.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования