«Отсутствие цели урока ведет к безыдейности в преподавании истории». Габитус и дискурс работников отделов народного образования начала 1950‑х годов

  • Александр Чащухин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: советская школа, сталинизм, политический язык, дискурс, габитус, инспектор, учитель

Аннотация

Рассматриваются особенности габитуса и речевых практик работников отделов народного образования поздней сталинской эпохи. Эти люди зачастую оказываются «невидимыми» для исследователей школьной системы, традиционно фокусирующих свое внимание на изучении педагогов и школьников. Между тем именно инспекторы и заведующие роно и облоно, методисты и преподаватели институтов повышения квалификации, партийные функционеры, курирующие вопросы образовательной политики, осваивали и производили дискурсы, которые не просто были основой официальной отчетности: их речевые практики транслировались на школу, структурировали картину профессионального мира педагогов. В исследовании используются материалы проверки, организованной в 1949–1950 гг. по инициативе обкома партии Молотовским (Пермским) областным отделом народного образования. Проверяющих интересовало состояние преподавания двух школьных предметов, ответственных за идеологию: истории и Конституции СССР. Анализируются способы использования политического языка в профессиональной педагогической сфере, реконструируются механизмы оценивания работы школьного учителя и практики, под воздействием которых формировался габитус педагога-эксперта в системе образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2015-03-29
Как цитировать
Чащухин, Александр. 2015. «„Отсутствие цели урока ведет к безыдейности в преподавании истории“. Габитус и дискурс работников отделов народного образования начала 1950‑х годов». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 234-51. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-1-234-251.
Выпуск
Раздел
Из истории образования