Университетское делопроизводство как практика управления. Опыт России первой половины XIX в.

  • Елена Вишленкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Кира Ильина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: университеты, Российская империя, делопроизводство, министерство народного просвещения, управление, документы

Аннотация

Вишленкова Елена Анатольевна — доктор исторических наук, профессор кафедры социальной истории факультета истории НИУ ВШЭ. Эл. адрес: evishlenkoa@mail.ru 

Ильина Кира Андреевна — кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ. Эл. адрес: glukist@mail.ru 

На основании архивных и законодательных источников реконструированы формы документов, интенсивность документооборота и характер делопроизводства в российских университетах первой половины XIX в. Делопроизводство рассматривается в качестве административной практики, позволившей министерству привить профессорам чиновную идентичность, этос государственного служения и заставить их добровольно отказаться от административной автономии.

Подчеркивается, что российские профессора, будучи вовлеченными в процесс бюрократического упорядочивания реальности, достаточно скоро стали заинтересованными творцами канцелярских документов, чем интенсифицировали документооборот ученого ведомства. Отмечается, что массовость такой модели поведения свидетельствует о рождении нового типа университетской культуры.

Специфика бюрократического управления университетами в Российской империи в сравнении с западными странами определяется в ориентированности на установление единого с прочими государственными учреждениями документооборота, соблюдение общих правил и владение канцелярским языком, что постепенно исключило возможность выражения профессорами собственного мнения и проявления инициативы в коммуникациях с государством. Показан исполнительный характер деятельности профессоров в реализации актуальных запросов государства, предполагающих содействие в открытии новых школ и контроль над уже существующими, искоренение суеверия, получение первичных сведений о регионах и ресурсах империи (топографических, метеорологических, этнографических и экономических данных), распространение западных наук и знаний в местной культурной среде. Анализ университетского делопроизводства первой половины XIX в. показал, что российский университет в этот период был частью административной структуры, что значительно снижало его статус по сравнению с западными странами.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-17
Как цитировать
Вишленкова, Елена, и Кира Ильина. 2013. «Университетское делопроизводство как практика управления. Опыт России первой половины XIX в.». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (октябрь), 232-55. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-1-232-255.
Выпуск
Раздел
Из истории образования