Учреждения дополнительного образования детей (данные статистики и Мониторинга экономики образования)
Аннотация
Материал подготовлен по данным Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ
Куприянов Борис Викторович — ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы (ЦСЭРШ) НИУ ВШЭ.
Эл. адрес: boriskuprianoff2012@yandex.ru
Косарецкий Сергей Геннадьевич — директор ЦСЭРШ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: skosaretski@hse.ru
Мерцалова Татьяна Анатольевна — ведущий научный сотрудник ЦСЭРШ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: tmertsalova@hse.ru
Семенова Татьяна Вадимовна — стажер-исследователь ЦСЭРШ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: tsemenova@hse.ru
Представлены результаты опроса руководителей учреждений дополнительного образования детей (УДОД).
При анализе доступности услуг дополнительного образования для различных категорий детей рассмотрены возрастной состав обучающихся и динамика его изменений; определена структура контингента учащихся по территории проживания, источнику финансирования обучения; выявлен охват программами дополнительного образования детей с разным образовательным потенциалом и разным социальным статусом их семей.
Исследованы направленность реализуемых в УДОД программ, их продолжительность, наличие трудностей при комплектовании контингента и уровень кадровой обеспеченности.
При анализе состава педагогических работников в УДОД рассмотрены возрастная структура, уровень профессионального образования, продолжительность стажа и уровень заработной платы преподавателей.
Проанализированы структура доходов и расходов учреждений дополнительного образования детей, существующая и прогнозируемая динамика объемов бюджетного и внебюджетного финансирования.
Рассмотрены методы управления УДОД. Представлены оценка руководителями устойчивости финансового положения, конкурентоспособности учреждения дополнительного образования детей, их отношение к обсуждаемым в правительстве и экспертном сообществе мерам по модернизации системы дополнительного образования детей.
Полученные данные позволят выстроить полную картину функционирования УДОД в условиях социальных изменений и модернизации сферы образования, охарактеризовать актуальное состояние системы и тенденции развития учреждений дополнительного образования и сформировать эмпирическую основу для выстраивания образовательной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.