Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа

  • Наиль Фархатдинов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Надежда Евстигнеева
  • Дмитрий Куракин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Валерия Малик Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: субъектность, реформы образования, модели управления, директора, лидерство, делегирование полномочий, общеобразовательные организации

Аннотация

Представлены результаты социологического исследования моделей управления общеобразовательными учреждениями в современной России. В восьми пилотных регионах в октябре-ноябре 2014 г. проводились фокус-группы с директорами школ. Целью работы было сконструировать типологию моделей управления, которые авторы рассматривают как конфигурацию отношений, связанных с управлением  образовательным процессом. Выделены четыре основные модели: «авторитарный хозяйственник», «демократичный хозяйственник», «авторитарный предводитель» и «демократичный предводитель». Они сконструированы в результате совмещения двух критериев: режимов делегирования, т. е. устойчивых паттернов взаимодействия директоров с другими субъектами и агентами по управленческим вопросам, и субъектности директора как его способности автономно определять миссию организации и проводить ее в жизнь. Каждая модель  описывается на примере введения ФГОС в начальной школе. Показано, что выбор той или иной модели управления определяется множеством факторов и является ситуативным, зависит от задачи и контекста управленческой деятельности. Обсуждается потенциал выделенных моделей управления с точки зрения эффективного проведения реформ.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2015-06-30
Как цитировать
Фархатдинов, Наиль, Надежда Евстигнеева, Дмитрий Куракин, и Валерия Малик. 2015. «Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 196-219. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-196-219.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)