Когнитивные способности и дискриминация на рынке труда: комментарий к статье М. Холла и Дж. Фаркаса «Когнитивные навыки и установочные/поведенческие характеристики в подростковом возрасте и уровень заработной платы»

  • Роман Абрамов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: заработная плата, социальное неравенство, лонгитюдные исследования, подростковый возраст, когнитивные способности, уровень притязаний, трудовые отношения, расовые различия, гендерные различия, самоуважение

Аннотация

Абрамов Роман Николаевич — кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ. Эл. адрес: socioportal@yandex.ru 

Показана актуальность проведенного американскими социологами М. Холлом и Дж. Фаркасом исследования, обозначены возможности для дальнейшего изучения рассматриваемой ими темы.

Даны характеристики лонгитюдных исследований в целом и панельного метода в частности. Описано Национальное лонгитюдное исследование молодежи (National Longitudinal Survey of Youth), на основании анализа данных которого выстроено исследование американских социологов. Обзор точек зрения на рассматриваемую проблему дополняется отсутствующими в работе М. Холла и Дж. Фаркаса концепциями таких исследователей, как Б. Бернстайн, П. Бурдье и Дж. Коулман.

В ходе рассмотрения выводов М. Холла и Дж. Фаркаса относительно принципов найма и оценки кандидатов на должность, представляющих различные расовые и этнические группы, привлекаются работы других исследователей, обозначается сходство некоторых положений, выявляется принципиальное отличие заключений М. Холла и Дж. Фаркаса о факторах, влияющих на карьеру работника. Проводится аналогия происходящих в США и в России трансформаций ожиданий работодателей.

При анализе практических рекомендаций М. Холла и Дж. Фаркаса по снижению дискриминации по этническому признаку на рынке труда (сокращение различий между цветными и белыми учащимися на уровне когнитивных способностей и установочных/поведенческих характеристик и разработка коррекционных программ, связанных с образованием и профессиональной ориентацией) подчеркивается безусловный потенциал влияния предлагаемых мер на ситуацию расовой дискриминации, при этом акцентируется внимание на их недостаточности для устранения культурных факторов стереотипного восприятия представителей различных этнических и расовых групп, глубоко укорененных в массовом сознании. Отмечается перспективность исследования данной проблематики в России.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-08
Как цитировать
Абрамов, Роман. 2013. «Когнитивные способности и дискриминация на рынке труда: комментарий к статье М. Холла и Дж. Фаркаса „Когнитивные навыки и установочные/поведенческие характеристики в подростковом возрасте и уровень заработной платы“». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (ноябрь), 59-64. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-3-59-64.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования