Коллаж как способ реконструкции истории образования

  • Елена Пенская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: модернизация образования, история образования, фальсификации истории

Аннотация

Пенская Елена Наумовна — доктор филологических наук, декан факультета филологии, заведующая кафедрой словесности НИУ ВШЭ. Эл. адрес: e.penskaya@hse.ru  

Обсуждаются методы описания исторических процессов в образовательной сфере, рассматриваются примеры фальсификации исторического материала.

Отсутствие качественных исследований истории отечественного образования определяется как один из факторов, препятствующих проведению образовательных реформ. Выделены и охарактеризованы основные аналитические подходы в исследовании истории российского образования, фокусирующиеся преимущественно на модернизационных процессах: герменевтический, антропологический сквозной, условно-импрессионистический. Анализ доминирующих тенденций в изучении истории российского образования проводится на основе исследования дилогии о жизненном пути Юлии Ивановны Андрусовой-Фаусек, в которой в результате разного представления одного и того же исторического материала нашли отражение все упомянутые подходы.

Описаны культурно-исторические предпосылки преемственности в начале XIX в. в России двух европейских систем дошкольного воспитания — фребелевской и монтессорианской, представлены их основные принципы, ставшие основанием идеологического противоборства российских последователей этих методик. Рассмотрен биографический контекст приверженности Юлии Ивановны Андрусовой-Фаусек Монтессори-педагогике, описаны трагические последствия распространения ею педагогических взглядов, противоречащих коммунистической идеологии.

На примере анализа исследовательских и издательских практик, примененных при создании двухтомника, описаны типичные случаи подмены достоверных фактов. Показано, как технология возвращения исторического опыта с помощью создания коллажа из архивных данных может стать способом манипуляции историей, результат которой предлагается потребителю под видом добросовестных сочинений. Предложены основные навигационные инструменты, которые помогают ориентироваться в современной продукции, заполняющей историко-образовательную нишу. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-01
Как цитировать
Пенская, Елена. 2013. «Коллаж как способ реконструкции истории образования». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (ноябрь), 288-314. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-3-288-314.
Выпуск
Раздел
Книжные обзоры и рецензии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2